Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Государственный эфир

25 лет с создания компании ВГТРК

Отдел культуры 14.07.2015, 19:42
Михаил Климентьев/ТАСС

25 лет назад постановлением президиума Верховного Совета РСФСР была создана ВГТРК — самая большая республика Советского Союза обзавелась собственной телерадиокомпанией, которая за четверть века превратилась в самый большой медиахолдинг России.

14 июля 1990 года была учреждена Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) — до этого структуры, отвечавшей за телевидение и радио в РСФСР, не было. В эфир новая компания вышла только в следующем году, а в мае 1991 года ей были отданы вечерние часы на втором канале Центрального телевидения — который позже полностью перешел телеканалу РТР (сейчас — «Россия 1»). Сегодня ВГТРК — крупнейший медиахолдинг России, в состав которого входит несколько телеканалов, в том числе 24-часовой новостной «Россия 24» и «Культура», а программы компании регулярно получают профессиональные премии ТЭФИ. «Газета.Ru» вспоминает, кто был лицами ВГТРК за прошедшие 25 лет.

Олег Попцов
первый председатель ВГТРК в 1990–1996 годах

Александр Чумичев/ТАСС

Отец-основатель ВГТРК. Один из самых характерных персонажей героической эпохи перестройки. К началу горбачевских реформ в прошлом у Попцова комсомольско-журналистская карьера. Впереди — пламенная борьба за гражданские добродетели. Как и многие деятели того периода, Олег Попцов наверняка останется в истории как борец за высокие идеалы, который не вполне отдавал себе отчет в том, что делал.

Николай Сванидзе
телеведущий, председатель ВГТРК в 1997–1998 годах

Сергей Фадеичев/ТАСС

Записной интеллектуал российского телевидения, самый рассудительный комментатор любых событий и явлений. Именно Сванидзе привил классическую розу отечественному дичку, именно он учредил на ТВ стилистический канон, царивший там значительный период позднего ельцинизма. Сванидзе очень мягко, почти нежно вытеснил из эфира все перестроечные буйства. И водрузил на их место несколько сонную номенклатурную размеренность. Замечательно, что в новейших, сегодняшних, условиях академическая манера Сванидзе кажется едва ли не бунтарской.

Михаил Швыдкой
главред «Культуры» в 1997-м, председатель ВГТРК в 1998–2000 годах

Максим Шеметов/ТАСС

Человек, рожденный для блестящей карьеры. Подобно герою анекдота, «обладает даром нравиться». С непередаваемой департаментской грацией конферировал демонстрацию известного порнографического ролика с «человеком, похожим на генерального прокурора». Безусловно, лучший шоумен эпохи. Без труда говорит на любые темы. Приложил немало усилий, чтобы остаться интеллигентом, но быть своим в высших властных сферах.

Светлана Сорокина
телеведущая

Виталий Созинов/ТАСС

«Вести» стали одним из символов нового российского телевидения — которым не смогла стать телекомпания «Остакино», вещавшая на первой кнопке. Первый выпуск «Вестей» начал фактическую работу телеканала РТР (теперь — «Россия-1») — десятиминутный выпуск вышел в эфир 13 мая 1991 года в пять часов вечера. Вела его Светлана Сорокина, пришедшая в новую компанию с ленинградского телевидения. Она проработала в передаче около шести лет, запомнившись зрителям своими прощальными репликами — персональными итогами дня, которые могли и не совпадать с официальной точкой зрения.

Дмитрий Киселев
телеведущий

Зураб Джавахадзе/ТАСС

«Вести» начала 90-х памятны, конечно, не только Сорокиной — ведущими программы были Евгений Киселев (потом ушедший на Первый канал делать «Итоги») и Сергей Доренко, а редактором и одним из создателей — Олег Добродеев, в нулевые возглавивший ВГТРК. «Вести» выходили в различных форматах — «Вести: Культура», «Вести: Подробности» или «Вести в 23.00». Но сейчас этот формат прочно ассоциируется с итоговым воскресным выпуском «Вести недели», ведущий которого Дмитрий Киселев стал едва ли не символом государственной пропаганды.

Святослав Бэлза (1942–2014)
телеведущий телеканала «Культура»

Борис Кавашкин/ТАСС

Символ российской телевизионной элегантности. Наряду с Виталием Вульфом, который говорил о прекрасном на Первом канале, Святослав Бэлза демонстрировал отечеству образ деятеля искусств. Любил обволакивать зрителя цитатами. Свободно и со всем изяществом говорил по-английски. Казался представителем какой-то давней эпохи. После неожиданной кончины Святослава Бэлзы выяснилось, что на российском телевидении абсолютно некому занять его место.

Илья Олейников (1947–2012) и Юрий Стоянов
актеры

Юрий Белинский/ТАСС

Творческий дуэт Стоянова и Олейникова сложился на ленинградском телевидении — в знаменитой программе Кирилла Набутова «Адамово яблоко» артисты впервые начали «травить анекдоты», вернее, переносить их на экран в виде небольших скетчей. Вскоре они отправились в самостоятельное плавание — и уже в 1993-м делали «Городок» для РТР. У них удивительным образом получалось смешить без использования пошлостей — и это позволило «Городку» удерживать зрителей почти 20 лет, до самой смерти Олейникова (актер умер в октябре 2012 года).

Регина Дубовицкая
телеведущая

Сергей Микляев/ТАСС

«Аншлаг» тоже развлекал зрителей — но делал это несколько более натужно, чем их коллеги из «Городка». Впрочем, эта программа, созданная еще в СССР и долго выходившая на первой кнопке, регулярной стала только с приходом на РТР в 1995-м — до этого дело ограничивалось несколькими выпусками в год. «Аншлаг» принято считать символом юмора «на потребу толпе», что фактически стало следствием многочисленности участников программы, собравшихся под крылом Дубовицкой. Вместе с тем в «Аншлаге» выступали Ян Арлазоров, Михаил Евдокимов и Семен Альтов, Андрей Данилко (в образе Верки Сердючки) и Максим Галкин — которых сложно обвинить в недостатке вкуса.

Иван Затевахин
телеведущий

Дмитрий Коробейников/РИА «Новости»

Еще один долгожитель «России» — «Диалоги о животных», передача Ивана Затевахина, которая выходит непрерывно с 1994 года и позволяет зрителю познакомиться с миром живой природы — подобно знаменитому «В мире животных». Сам Затевахин — кандидат биологических наук, был главным редактором журнала «Друг» и ведущим аналогичных передач на других телеканалах, но с «Диалогами» так и не расстался.

Алексей Лысенков
телеведущий

Анна Шевелева/ТАСС

Главный «Сам себе режиссер» страны собирает любительские видео с 1993 года и стал одним из символов телевидения, имеющих постоянную связь со зрителями. В 90-е и начале нулевых это был своего рода YouTube вне интернета, но формат передачи оказался настолько удачным, что он пережил все изменения технологий. И пусть когда-то зрители присылали кинопленку, а потом перешли на видеоролики, «Сам себе режиссер» обеспечивал им главное — смешную озвучку и неизменного Алексея Лысенкова в очках, который оказался в состоянии разобраться, что хорошо, и отсеять плохое.