Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Юбилей ненасытной головы

35 лет назад начались продажи видеоигры «Пакман»

Макс Степанов 22.05.2015, 16:41

Компьютерной видеоигре «Пакман» исполняется 35 лет — в мае 1980-го она поступила в продажу, и с тех пор началась история успеха желтой головы с глазами.

22 мая 1980 года в Японии поступила в продажу новая видеоигра, в которой желтая голова с глазами и квакающим ртом спасалась от привидений, одновременно поедая белые точки, фрукты и другие бонусы — за что получала очки. С тех пор «Пакман» (или «Pac-Man» в оригинале) стал самостоятельной фигурой и одним из главных символов того славного времени, когда для того, чтобы поиграть на компьютере, нужно было опустить в прорезь автомата монету в четверть доллара.

Юбилей «Пакмана» будут праздновать фанаты по всему миру, а посвященные ему мероприятия прошли или еще только пройдут в Токио, Чикаго (туда приедет и создатель игры профессор Тору Иватани), в Британии он отправится космос, а в Москве праздничное событие запланировано на субботу, 23 мая, в Парке Горького. «Газета.Ru» вспоминает о трудном пути игры к сердцам игроков.

Как все начиналось

Конец 70-х, когда японский программист компании Namco Тору Иватани придумывал лабиринты и имена для желтого кружка с глазами и огромным ртом и четырех привидений, был расцветом индустрии. «Пакман» вышел на перенасыщенный рынок видеоигр, где царили американская Atari (выпустившая еще в 1972-м симулятор тенниса «Pong») и множество компаний поменьше. Пользователям же нравилось защищаться от пришельцев из далекой галактики (как в игре 1978 года «Space Invaders») и вообще стрелять.

Относительно простой лабиринт не шел ни в какое сравнение с азартом космических сражений.

После релиза «Пакман» едва не списали как неудачный проект, но вовремя одумались и продали в США. Его переименовали из Pack-Man в Pac-Man (чтобы не провоцировать американских хулиганов), и вот в Америке «Пакман» выстрелил — да так, что космические захватчики остались практически не у дел.

Уже в истории

К 1983 году, который считается концом «Золотого века аркадных видеоигр», «Пакман» уже заработал себе место в истории и остался на плаву. Новая игра быстро обогнала всех конкурентов, игровых автоматов с ним было продано 350 тыс. (много больше, чем у хита Atari «Asteroids»), а игроков было почти 10 млн. В целом за 80-е «Пакман» заработал свыше миллиарда долларов, опередив по сборам даже «Звездные войны», — первый случай в истории индустрии развлечений, когда сборы компьютерной игрушки оказались выше, чем у киноблокбастера.

К концу XX века игрушка заработала около $2,5 млрд только за счет игровых автоматов, возглавив рейтинг компьютерных игр по общей выручке.

А уже в 1982-м «Пакман» первым среди видеоигр оказался на телевидении — одноименный мультсериал был сделан Hanna-Barbera Productions, его два сезона показывал канал ABC. Через 30 лет вышел еще один анимационный сериал — совместный американо-канадско-японский «Пакман в мире привидений». Ну а отсылки к игре можно встретить много где — в фильмах и даже песнях.

Непроходимый уровень

У «Пакмана» имелась и своя особенность. Он предполагался как бесконечная игра, уровней, впрочем, было всего 256 — после чего надо было заново проходить первый лабиринт (но уже на повышенной скорости и со злыми привидениями). В реальности такого не случалось — последний лабиринт оказался с браком, правая половина была не видна, и съесть необходимое количество точек для прохода дальше «Пакман» не мог.

С учетом этого было выведено максимально возможное количество очков, которое мог заработать пользователь, играя идеально, — 3 333 360; впервые они были получены за шесть часов непрерывной игры.

Эта ситуация стала основой для одного из эпизодов книги «Первый игрок, приготовьтесь» Эрнеста Клайна. Главный герой проходит серию квестов в виртуальном мире, и ему нужно сыграть на аркадном автомате в «Пакмана», побив текущее достижение:

«Но здесь было указано 3 333 350 очков — всего на 10 меньше, чем максимально возможный. Единственным способом побить рекорд было сыграть идеально» (из книги «Первый игрок, приготовьтесь»)

Большое кино

«Пакман», как говорилось выше, в кино уже появлялся — но лишь как отсылка к узнаваемому образу. Сама ненасытная голова становилась главным героем только в анимации. Но вот прогресс дошел и до появления этого героя в большом кино.

В экранизации «Первого игрока», режиссером которого будет Стивен Спилберг, «Пакман», скорее всего, появится в привычном образе игрового автомата — хотя современные технологии наверняка позволят киношникам переместить зрителей прямо внутрь лабиринтов, к привидениям. Но выход этого фильма пока дело неопределенно далекого будущего, даты премьеры у него нет.

Со вторым кинопроектом все проще — вдохновленные аркадными видеоиграми «Пиксели» появятся в кинотеатрах уже в конце июля этого года.

Режиссером картины стал Крис Коламбус (два фильма про Гарри Поттера), а в ролях выступают Адам Сэндлер, Кевин Джеймс, Мишель Монахэн и Питер Динклэйдж из «Игры престолов». По сюжету «Пикселей» на Землю совершают нападение пришельцы — выглядящие в точности как злодеи из компьютерных игр. И Пакман, в игре сражавшийся на стороне добра, будет одним из них.