Пенсионный советник

«Мисс Переполох» и еще 6 лучших фильмов Питера Богдановича

В прокат выходит «Мисс Переполох» Питера Богдановича

Ярослав Забалуев 06.05.2015, 08:55
Кадр из фильма «Мисс Переполох» Централ Партнершип
Кадр из фильма «Мисс Переполох»

По случаю выхода в прокат комедии «Мисс Переполох» «Газета.Ru» вспоминает творческий путь режиссера Питера Богдановича — одного из классиков «Нового Голливуда».

Питер Богданович — один из ключевых режиссеров той эпохи американского кино, которую называют «Новым Голливудом». Тогда когорта молодых режиссеров, в число которых входили Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Джордж Лукас и многие другие, вдохновленные примером героев французской «новой волны» вроде Жан-Люка Годара и Франсуа Трюффо, навсегда изменили облик голливудского кино. Сегодня эти яркие режиссеры-авторы стали классиками, а некоторые, как Спилберг, фактически пошли по стопам тех, с кем боролись, — стали большими студийными боссами, формирующими общий облик продукции американской «фабрики грез».

Богданович, удостоившийся оскаровской номинации еще в 1972 году, на вершине не удержался, зато по его биографии, включавшей множество взлетов, падений, романов и дружбу с гениями уровня Орсона Уэллса, можно снимать отдельный фильм. В последние годы режиссер работал преимущественно на телевидении — как в качестве постановщика-ремесленника (сериал «Клан Сопрано»), так и в качестве актера, — среди прочего, в сериалах «Как я встретил вашу маму» и «Закон и порядок». 7 мая в российский прокат почти незаметно выходит его первый за 15 лет полнометражный фильм — комедия положений «Мисс Переполох». «Газета.Ru», пользуясь случаем, рассказывает читателям не только об этой работе, но и о других лучших фильмах выдающегося режиссера.

«Мишени» (1968)

В конце 1960-х Богданович познакомился с мастером низкобюджетного кино, режиссером и продюсером Роджером Корманом, через работу у которого прошли такие режиссеры и актеры, как Фрэнсис Форд Коппола, Джек Николсон и Тимур Бекмамбетов. Результатом дружеского сотрудничества стали два фильма: «Путешествие на планету доисторических женщин», частично состоящий из выкупленной Корманом и перемонтированной советской «Планеты бурь», и настоящий полнометражный дебют Богдановича — «Мишени».

Этот странный, разреженный триллер, вдохновленный убийством Джона Кеннеди, несмотря на микроскопический по нынешним временам бюджет в $130 тыс., до сих пор производит сильнейшее впечатление.

Богданович, отталкиваясь от истории частной вспышки агрессии практически безликого снайпера, исследует иррациональную природу тяги к убийству. Одну из последних ролей — уходящего на покой актера — в «Мишенях» сыграл заслуженный Франкенштейн старого Голливуда Борис Карлофф.

«Последний киносеанс» (1971)

Несомненная классика и главный триумф в карьере Питера Богдановича — многофигурный кинороман о жизни техасского городка Анарин в конце 1950-х годов. На протяжении двух часов перед зрителем разворачиваются истории из жизни нескольких героев, равноправно существующих в рамках повествования об уходящей натуре. Ключевым образом для картины является старый кинотеатр, которым управляет местный ковбой-патриарх Сэм «Лев», сыгранный Беном Джонсоном. Практически ни разу не повышая спокойной повествовательной интонации,

Богданович поставил сюжет о смене эпох в актуальной реалистической манере, выведя на первый план новое поколение блестящих актеров — Тимоти Боттомса, Сибилл Шепард и Джеффа Бриджеса, который за роль в «Последнем киносеансе» получил свою первую номинацию на «Оскар».

Получил его актер, напомним, лишь спустя почти 40 лет — в 2010 году, за роль в довольно беспомощной кантри-драме «Сумасшедшее сердце». Что касается Богдановича, то во время своего кратковременного возвращения в первую голливудскую лигу в конце 1980-х он снял сиквел «Последнего киносеанса» под названием «Техасвиль», который был весьма прохладно встречен и критиками, и зрителями.

«Бумажная луна» (1973)

Второй безусловный шедевр Богдановича — авантюрная комедия «Бумажная луна» тоже решена в ретростилистике. Речь здесь идет о временах Великой депрессии, а героями картины стали аферист Мозес Прэй, спекулирующий Библиями в Канзасе, и увязавшаяся за ним девятилетняя Эдди — дочь его скончавшейся случайной подружки.

Режиссер вновь показал талант блистательного стилиста: «Бумажную луну» даже на уровне картинки не отличить от классических образцов черно-белых комедий.

С другой стороны, пользуясь классическим инструментарием, Богданович выстроил почти эпическое повествование о пыльных дорогах сквозь вечное нигде Среднего Запада. Ну а центром композиции стал дуэт отца и дочери — Райана и Татум О'Нил. Десятилетняя дебютантка Татум за роль Эдди получила «Оскар», установив до сих пор не побитый возрастной рекорд среди лауреатов премии.

«Маска» (1985)

Последний большой общепризнанный хит Богдановича — экранизация биографии Роя Ли Денниса, подростка, страдавшего от фиброзной диспластии костей, изуродовавшей его лицо на манер знаменитого человека-слона Джозефа Меррика, увековеченного Дэвидом Линчем. Беспроигрышный с точки зрения зрительских симпатий материал (основанная на реальных событиях подростковая трагедия) Богданович подал без лишних сантиментов, сделав акцент на романтической духоподъемности истории Денниса и его матери-хиппи, которую великолепно сыграла певица Шер, удостоенная за эту роль приза Каннского кинофестиваля.

«Безумные подмостки» (1992)

Один из самых ярких и точно самый уморительный фильм Богдановича посвящен теме, обращения к которой меньше всего, пожалуй, ожидаешь от человека, отдавшего свою жизнь кинематографу — постановке абсурдистской пьесы на Бродвее. Главную роль в «Безумных подмостках» сыграл великий британец Майкл Кейн.

Он в значительной степени и обеспечил фильму ритм нарастающего безумия, заставляющий зрителей ближе к финалу уже буквально задыхаться от хохота — свидетельством тому многочисленные отзывы зрителей.

При этом с точки зрения постановочного мастерства это совершенно безупречное произведение, несмотря на то что большая часть действия разворачивается в пределах единственной сценической декорации.

«Том Петти и The Heartbreakers: В погоне за мечтой» (2007)

Говоря о творчестве Питера Богдановича, невозможно обойти его культурологические опыты. Режиссер является автором нескольких книг, посвященных творчеству Фрица Ланга, Альфреда Хичкока и других киноклассиков. Лучшим же опытом на этом поприще принято считать массивный том «Знакомьтесь — Орсон Уэллс», основанный на беседах Богдановича и его великого друга. «В погоне за мечтой» — вещь из той же области, картина, посвященная 30-летней истории выдающейся американской группы, включающая интервью Джорджа Харрисона и кадры совместной работы Тома Петти и Джонни Кэша. Выбор героя картины, вероятно, обусловлен не только дружбой режиссера и музыканта, но и общей для них аутсайдерской позицией по отношению к массовой культуре.

«Мисс Переполох» (2015)

При просмотре новейшей работы Богдановича невозможно представить, что предыдущий опыт в большом кино у него случился в 2001 году (не слишком успешная «Смерть в Голливуде») — настолько легко и ладно скроена эта, в общем, безделица. «Мисс Переполох» — это комедия положений про проститутку, ставшую голливудской звездой благодаря одному из клиентов — бродвейскому режиссеру-романтику. При этом сделана эта картина так, как сейчас уже никто не снимает:

внимание к деталям, изобретательные мизансцены и ракурсы и общее ощущение, что Нью-Йорк не выглядел на экране таким лучезарным и притягательным уже лет как минимум тридцать.

Вновь обратившись к бродвейской теме, Богданович не только снял один из своих лучших фильмов, но и внезапно попал в тренд, заданный триумфатором «Оскара-2015» — «Бердменом» Алехандро Иньярриту. И хочется верить, что на этой волне 75-летнего классика ожидает очередной подъем популярности. В любом случае, за неказистыми постерами «Мисс Переполох» зрителей ждет один из лучших фильмов года, а если вам недостаточно наших рекомендаций, можно обратиться к списку исполнительных продюсеров, которыми здесь значатся Уэс Андерсон и Ноа Баумбах. Современные молодые классики, позволив Богдановичу вернуться на большой экран, воздали должное своему великому учителю, напомнив, благодаря кому они в нынешнем мире цифровых блокбастеров все еще хранят отношение к кинематографу как к чуду из чудес.