Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

5 фильмов о Курте Кобейне

В прокат выходит фильм о лидере группы Nirvana «Кобейн: Чертов монтаж»

Ярослав Забалуев 29.04.2015, 08:57
Курт Кобейн и Nirvana во время записи MTV Unplugged, ноябрь 1993 Frank Micelotta/Getty Images
Курт Кобейн и Nirvana во время записи MTV Unplugged, ноябрь 1993

По случаю выхода в ограниченный российский прокат фильма «Кобейн: Чертов монтаж» «Газета.Ru» вспоминает еще несколько картин, посвященных жизни и смерти гениального лидера Nirvana.

«Курт и Кортни: Конец Нирваны» (1998)

Первый фильм о трагедии Nirvana вышел спустя всего четыре года после гибели Кобейна и потому был посвящен в основном обстоятельствам и попытке расследования причин смерти певца. Автор — британец Ник Брумфилд — современник своих героев и склонен винить в произошедшем исключительно супругу Курта Кортни Лав. Созданию демонического образа стервы, сведшей гения в могилу, впрочем, порядочно мешает робость Брумфилда, который предпочитает ходить вокруг Кортни, явно опасаясь, что попытка задать ей неудобные вопросы может закончиться дракой, а то и поножовщиной. Что, однако, не помешало режиссеру уверенно высказаться по поводу правдоподобия версии заказного убийства и вызвать ненависть Лав. В дальнейшем Брумфилд, кстати, продолжил линию документальных картин о противоречивых смертях музыкальных героев, сняв картину «Тупак и Бигги», посвященную безвременно погибшим классикам хип-хопа Тупаку Шакуру и Ноториусу Бигу.

«Курт Кобейн: Рассказ о сыне» (2006)

На момент выхода «Чертова монтажа», очевидно, лучший и самый сложный по идее и реализации фильм о лидере Nirvana. Картина Эйджея Шнака основана на нескольких десятках часов интервью, которые у Кобейна взял авторитетнейший музыкальный журналист 90-х и один из главных историков гранджа Майкл Азеррад. Авторы фильма и Азеррад собрали стройный и невероятно пронзительный полуторачасовой рассказ Курта Кобейна о своей жизни — от воспоминаний о детстве в провинциальном Абердине до последней беседы с Азеррадом, состоявшейся за несколько дней до самоубийства музыканта. Визуально фильм представляет собой не традиционную для подобного рода картин документальную нарезку, а видовые съемки трех главных городов в жизни Курта: Абердина, Олимпии и Сиэтла. Таким образом зрителю предлагается взглянуть на события фактически глазами героя, что производит невероятный психоделический эффект.

«Последние 48 часов Курта Кобейна» (2007)

Сделанный по заказу BBC фильм, подробно реконструирующий вынесенный в заглавие период жизни лидера Nirvana. Как и другие фильмы этой серии (например, про боксера Артуро Гатти или Хантера Томпсона), этот педантично следует за героем со всеми возможными остановками — в случае с Кобейном это, впрочем, нелегко, учитывая, что свидетелями его последних часов были в основном люди в сильно измененном состоянии сознания. Однако есть и удивительные спикеры — вроде басиста идейных врагов Nirvana, группы Guns N'Roses, с которым Курт, как выясняется, летел в свой последний авиарейс, сбежав из реабилитационной клиники.

«Слишком молод, чтобы умереть» (2012)

Wikimedia Commons

Фильм из еще одной серии — на сей раз немецкой — документалок, среди героев которой также встречались Джон Белуши и Хит Леджер. В фильме о Кобейне упор сделан на гений места — подробно показаны не только города, в которых жил Курт, но и репетиционные помещения. Лучшим спикером в этой картине с большим отрывом стал дедушка музыканта Лиланд Кобейн. Кроме того, в картине можно полюбоваться на живописных пропойц, в которых превратились музыканты, с которыми главный гений американской музыки 90-х начинал свой творческий путь.

«Кобейн: Чертов монтаж» (2015)

Wikimedia Commons

Новейший и самый технологичный фильм списка, спродюсированный к тому же подросшей дочерью музыканта Фрэнсис Бин Кобейн. На этом факте в значительной степени была построена пиар-кампания фильма, первые показы которого состоялись на Берлинском фестивале и киносмотре в Сандэнсе. Однако последовавшие за премьерой интервью Фрэнсис несколько умерили пыл поклонников: девушка заявила, что не в восторге ни от папы, ни от его музыки, а предпочитает психоделический рок в духе Brian Jonestown Massacre. Что же до фильма, то его режиссер Бретт Морген получил эксклюзивный доступ к материалам из архива Кортни Лав, а недостающие видеофрагменты подал в виде анимационных вставок. Та же судьба постигла и некоторые поэтические тексты Кобейна, так что Морген, по сути, первым из биографов Курта решил вступить на зыбкий и спорный путь соавторства с гением.