Алисе исполнилось 30

30 лет культовому советскому детскому сериалу «Гостья из будущего»

mielofon.ru
25 марта 1985 года начался показ пятисерийного телефильма Павла Арсенова «Гостья из будущего», снятого по повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед», которая входит в цикл о школьнице конца XXI века Алисе Селезневой.

В «Гостье» Алиса оказывается в прошлом, куда она попадает вслед за московским школьником из 1984 года Колей Герасимовым, спасшим миелофон от космических пиратов Крыса и Весельчака У (также сквозные персонажи булычевской прозы). Для почти всех нынешних зрителей 35 лет и старше этот сериал в 1985-м стал одним из первых (наряду с «Приключениями Электроника») погружений в сериальное кинопространство и едва ли не главным детским телефильмом поколения. А сейчас — возможностью совершить ностальгическое путешествие в советское детство, полное солнечного света и приключений, которые всегда должны заканчиваться хорошо.

Алиса vs Терминатор

Середина 1980-х подарила нам два шедевра кинофантастики о путешествиях во времени. Голливуд в конце 1984-го выдал «Терминатора» Джеймса Кэмерона, в котором будущее человечества было не очень радужным: власть захватили роботы, которые решили на всякий случай уничтожить всех людей. Конечно, все заканчивалось хорошо — причем несколько раз: на сегодняшний день снято четыре «Терминатора», и ожидается еще три в самое ближайшее время.

В СССР в одно время с «Терминатором» Павел Арсенов снимал «Гостью из будущего» — кино не в пример более доброе, хотя представленный в нем конец XXI века показан не вполне идиллическим.

Например, там есть космические пираты, которые ради ценного прибора для чтения мыслей — миелофона — готовы на любые преступления.

Неопределенное настоящее

Адекватно описать отдаленное будущее, конечно, практически невозможно, а вероятность придумать, каким оно будет на самом деле, стремится к нулю.

Наглядный пример — вторая часть трилогии «Назад в будущее», которая в красках показала как раз наш 2015 год (пусть и позднюю осень).

Выглянув в окно, можно убедиться, что летающих машин нет, самошнурующиеся кроссовки выпускаются фирмой Nike штучно и стоят лишь чуть дешевле самолета, да и подростки на летающих скейтбордах встречаются не сказать что часто.

Кэмерону проще: он всегда может указать, что его герои предотвратили апокалипсис, а потому мы и живем как обычно.

Мир «Гостьи из будущего» отстоит от нас даже сегодняшних минимум на два поколения, и за оставшиеся 70 лет, конечно, возможно все: изобретение машины времени и создание соответствующего института, строительство космопорта где-то в пригороде Москвы (ну пусть не вместо, допустим, Химок, а на месте Шереметьево). Да и с антигравитацией время есть разобраться — если, разумеется, мы не потратим его бездарно на разнообразные конфликты.

Алиса и конспирология

Сто лет — срок долгий, но в «Гостье из будущего» есть и предсказания на более обозримое будущее: в самом конце Алиса рассказывает своим новым друзьям об их судьбе. Разумеется, никакого развала СССР в ее пророчестве нет, а московские школьники 1984 года, по ее словам, проживут обычные жизни, предначертанные им судьбой и партией: кто-то станет писателем-фантастом, кто-то — мамой, а кто-то изобретет ту самую машину времени. И разумеется, эти предсказания так и не сбылись.

Диссонанс, который возникает от сравнения концовки этого фильма с реальной историей, требовал своего выхода.

С распространением интернет-видеосервисов появились пародии, где Алиса предсказывает советским школьникам будущее проституток, банкиров и прочих представителей нового времени.

Ну а в одной заметке вообще было высказано предположение, что мир Алисы сформировался после третьей мировой войны и даже робот Вертер (одна из самых ярких ролей Евгения Герасимова, ныне — политического деятеля, главы комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям) — устаревшая военная разработка, оставленная в Институте времени из ностальгии; так что рассказывать правду было просто нельзя.

Все возможно — про будущее и Кир Булычев старался особо не писать (из книг даже непонятно, какой будет общественный строй), а в фильме Арсенова оно вообще показано очень и очень условно, что дает большой простор для фантазии.

К победе коммунизма

Версия о третьей мировой войне, конечно, красивая, но неправильная. В СССР с будущим все было хорошо, и даже без упоминания непременного построения коммунизма там в основном царит мир и покой, а войны и приключения — удел других, далеких и менее развитых планет, и лишь иногда они касаются непосредственно Земли. Таков «Мир Полудня» братьев Стругацких или описанное в романах Александра Казанцева и Ивана Ефремова будущее.

Так же было и у Кира Булычева, который описывал даже не сам мир, который будет в конце XXI века, а место ребенка в нем.

Его герои-школьники получали то, чего не хватало их сверстникам в настоящем, то, о чем они могли только мечтать. Космические полеты к далеким и опасным планетам, неизвестным науке существам, возможность быстро попасть куда угодно — не только в пространстве, но и во времени.

И опасных космических пиратов, которых легко победить с помощью настоящих друзей. Фильм «Гостья из будущего» показал им все это, а заодно подарил и еще кое-что.

Лучшая девочка в СССР

Алису советские дети знали и до «Гостьи»: произведения Кира Булычева и сами по себе были достаточно популярны, а в 1981 году вышел замечательный мультфильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты». Но в фильме зрители увидели совсем другую Алису — милую девочку с неземными глазами.

12-летняя московская школьница Наташа Гусева уже к концу первой серии влюбила в себя всех мальчишек. Она получала тонны писем, ей посвящали стихи — в общем, ее можно было назвать настоящей кинозвездой.

Удивительно, что «культ Алисы» не помог сыгравшей ее стать профессиональной актрисой (она, впрочем, и сама, кажется, не сильно этого желала). Московская школьница снялась в нескольких фильмах, еще раз возвращалась к роли Алисы Селезневой в «Лиловом шаре» — еще одной экранизации Кира Булычева, снятой Павлом Арсеновым, но в конце концов поступила в институт тонкой химической технологии и стала биохимиком. Правда, совсем отказаться от понравившегося зрителям образа она так и не смогла; в начале нулевых, например, участвовала в качестве гостя на конференции российских фантастов «Роскон», а в 2009-м озвучила капитана звездолета для мультфильма «День рождения Алисы».