В «Гостье» Алиса оказывается в прошлом, куда она попадает вслед за московским школьником из 1984 года Колей Герасимовым, спасшим миелофон от космических пиратов Крыса и Весельчака У (также сквозные персонажи булычевской прозы). Для почти всех нынешних зрителей 35 лет и старше этот сериал в 1985-м стал одним из первых (наряду с «Приключениями Электроника») погружений в сериальное кинопространство и едва ли не главным детским телефильмом поколения. А сейчас — возможностью совершить ностальгическое путешествие в советское детство, полное солнечного света и приключений, которые всегда должны заканчиваться хорошо.
Алиса vs Терминатор
Середина 1980-х подарила нам два шедевра кинофантастики о путешествиях во времени. Голливуд в конце 1984-го выдал «Терминатора» Джеймса Кэмерона, в котором будущее человечества было не очень радужным: власть захватили роботы, которые решили на всякий случай уничтожить всех людей. Конечно, все заканчивалось хорошо — причем несколько раз: на сегодняшний день снято четыре «Терминатора», и ожидается еще три в самое ближайшее время.
В СССР в одно время с «Терминатором» Павел Арсенов снимал «Гостью из будущего» — кино не в пример более доброе, хотя представленный в нем конец XXI века показан не вполне идиллическим.
Например, там есть космические пираты, которые ради ценного прибора для чтения мыслей — миелофона — готовы на любые преступления.
Неопределенное настоящее
Адекватно описать отдаленное будущее, конечно, практически невозможно, а вероятность придумать, каким оно будет на самом деле, стремится к нулю.
Наглядный пример — вторая часть трилогии «Назад в будущее», которая в красках показала как раз наш 2015 год (пусть и позднюю осень).
Выглянув в окно, можно убедиться, что летающих машин нет, самошнурующиеся кроссовки выпускаются фирмой Nike штучно и стоят лишь чуть дешевле самолета, да и подростки на летающих скейтбордах встречаются не сказать что часто.
Кэмерону проще: он всегда может указать, что его герои предотвратили апокалипсис, а потому мы и живем как обычно.
Мир «Гостьи из будущего» отстоит от нас даже сегодняшних минимум на два поколения, и за оставшиеся 70 лет, конечно, возможно все: изобретение машины времени и создание соответствующего института, строительство космопорта где-то в пригороде Москвы (ну пусть не вместо, допустим, Химок, а на месте Шереметьево). Да и с антигравитацией время есть разобраться — если, разумеется, мы не потратим его бездарно на разнообразные конфликты.
Алиса и конспирология
Сто лет — срок долгий, но в «Гостье из будущего» есть и предсказания на более обозримое будущее: в самом конце Алиса рассказывает своим новым друзьям об их судьбе. Разумеется, никакого развала СССР в ее пророчестве нет, а московские школьники 1984 года, по ее словам, проживут обычные жизни, предначертанные им судьбой и партией: кто-то станет писателем-фантастом, кто-то — мамой, а кто-то изобретет ту самую машину времени. И разумеется, эти предсказания так и не сбылись.
Диссонанс, который возникает от сравнения концовки этого фильма с реальной историей, требовал своего выхода.
С распространением интернет-видеосервисов появились пародии, где Алиса предсказывает советским школьникам будущее проституток, банкиров и прочих представителей нового времени.
Ну а в одной заметке вообще было высказано предположение, что мир Алисы сформировался после третьей мировой войны и даже робот Вертер (одна из самых ярких ролей Евгения Герасимова, ныне — политического деятеля, главы комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям) — устаревшая военная разработка, оставленная в Институте времени из ностальгии; так что рассказывать правду было просто нельзя.
Все возможно — про будущее и Кир Булычев старался особо не писать (из книг даже непонятно, какой будет общественный строй), а в фильме Арсенова оно вообще показано очень и очень условно, что дает большой простор для фантазии.
К победе коммунизма
Версия о третьей мировой войне, конечно, красивая, но неправильная. В СССР с будущим все было хорошо, и даже без упоминания непременного построения коммунизма там в основном царит мир и покой, а войны и приключения — удел других, далеких и менее развитых планет, и лишь иногда они касаются непосредственно Земли. Таков «Мир Полудня» братьев Стругацких или описанное в романах Александра Казанцева и Ивана Ефремова будущее.
Так же было и у Кира Булычева, который описывал даже не сам мир, который будет в конце XXI века, а место ребенка в нем.
Его герои-школьники получали то, чего не хватало их сверстникам в настоящем, то, о чем они могли только мечтать. Космические полеты к далеким и опасным планетам, неизвестным науке существам, возможность быстро попасть куда угодно — не только в пространстве, но и во времени.
И опасных космических пиратов, которых легко победить с помощью настоящих друзей. Фильм «Гостья из будущего» показал им все это, а заодно подарил и еще кое-что.
Лучшая девочка в СССР
Алису советские дети знали и до «Гостьи»: произведения Кира Булычева и сами по себе были достаточно популярны, а в 1981 году вышел замечательный мультфильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты». Но в фильме зрители увидели совсем другую Алису — милую девочку с неземными глазами.
12-летняя московская школьница Наташа Гусева уже к концу первой серии влюбила в себя всех мальчишек. Она получала тонны писем, ей посвящали стихи — в общем, ее можно было назвать настоящей кинозвездой.
Удивительно, что «культ Алисы» не помог сыгравшей ее стать профессиональной актрисой (она, впрочем, и сама, кажется, не сильно этого желала). Московская школьница снялась в нескольких фильмах, еще раз возвращалась к роли Алисы Селезневой в «Лиловом шаре» — еще одной экранизации Кира Булычева, снятой Павлом Арсеновым, но в конце концов поступила в институт тонкой химической технологии и стала биохимиком. Правда, совсем отказаться от понравившегося зрителям образа она так и не смогла; в начале нулевых, например, участвовала в качестве гостя на конференции российских фантастов «Роскон», а в 2009-м озвучила капитана звездолета для мультфильма «День рождения Алисы».