Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

«Тангейзер» без Христа

Церковь требует снять «Тангейзер» с репертуара Новосибирской оперы

Алексей Володин 23.03.2015, 16:44
Александр Кряжев/РИА «Новости»

Скандал с оперой «Тангейзер» вышел на новый уровень: Новосибирская епархия требует от Минкульта РФ снять оперу с репертуара, общественность сибирской столицы пишет открытые письма руководству города, а режиссер Тимофей Кулябин получил карт-бланш от Марка Захарова.

Новосибирская епархия РПЦ обратилась с открытым письмом к министру культуры России Владимиру Мединскому с требованием исключить из репертуара Новосибирского оперного театра оперу «Тангейзер». Об этом в понедельник сообщило «Би-би-си».

«Многие не понимают, что именно оскорбило религиозные чувства верующих, и пытаются решение вопроса свести к тому, что достаточно убрать постер, и все, на этом претензии будут исчерпаны, — сообщается в документе, подписанном официальным представителем епархии Александром Красовым. —

Нет! Не будут исчерпаны! Из «кулябинщины» должен быть полностью исключен образ Иисуса Христа, будь то персонаж самой постановки, будь то изображение на постере или что-то им подобное, либо это «творение» должно быть полностью, раз и навсегда, исключено из репертуара».

Опера «Тангейзер» некоторое время назад стала объектом судебного разбирательства в связи с интепретацией, которую придумал для постановки сочинения Рихарда Вагнера в Новосибирском театре оперы и балета режиссер Тимофей Кулябин. Согласно ей, главный герой оказывается не рыцарем-мейстерзингером, а кинорежиссером, снимающим фильм про «потерянные годы Христа», которые тот якобы провел в гроте Венеры, предаваясь плотским удовольствиям.

Это прочтение вызвало гнев епархии Новосибирской и Бердской и лично митрополита Тихона.

По его обращению в отношении Кулябина и директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича было инициировано судебное разбирательство по обвинению в умышленном публичном осквернении религиозных символов. 10 марта суд оправдал обоих в связи с отсутствием состава правонарушения. Упомянутый в послании постер к воображаемому фильму, который снимает Тангейзер-режиссер, разгневал православных сильнее всего — на нем был изображен Иисус между ног обнаженной женщины.

На спектаклях, последовавших за судебным процессом, по указанию Бориса Мездрича этот плакат был заменен белым полотном.

Тем не менее, как видно из обращения, епархию это не удовлетворило. Теперь «правовую оценку действиям режиссера и директора театра должны дать Генеральная прокуратура, Следственный комитет России, ФСБ и Счетная палата». Прокуратура Новосибирска решила обжаловать оправдательный приговор.

«Образ Иисуса Христа не перестали использовать. Там же не появился рыцарь Тангейзер? Вот когда появится, скажем, что да, действительно, все в порядке», —

цитирует ТАСС слова заместителя прокурора Новосибирска Игоря Стасюлиса, представлявшего на процессе сторону обвинения, о причинах обжалования.

Следственный комитет по Новосибирску проводит доследственную проверку по признакам нарушения статьи 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповедания).

Свою оценку происходящему дали театральные деятели. Обращения к администрации города направили Союз театральных деятелей в лице Александра Калягина и Валерия Фокина, руководитель Театра им. Ермоловой Олег Меньшиков и многие другие. А накануне обжалования со своим обращением к губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому обратились жители Новосибирска.

«Творческая интеллигенция города Новосибирска чрезвычайно обеспокоена ситуацией вокруг преследования произведений искусства и их создателей, в частности выставок произведений современного искусства (видимо, имеется в виду выставка «Родина» Марата Гельмана, которую гоняли по всему городу. — «Газета.Ru»), рок-концертов (в 2014 году в Новосибирске отменили концерты металлических групп Behemoth, Marilyn Manson, Cradle Of Filth и Cannibal Corpse. — «Газета.Ru»), спектаклей «Тангейзер» в Театре оперы и балета, «KILL» — в театре «Красный факел» (спектакль Тимофея Кулябина, номинированный на «Золотую маску – 2015». — «Газета.Ru»), — цитирует обращение ТАСС. — Вместо критики, споров и полемики, то есть естественных и неотъемлемых составляющих бытования художественного произведения, возникает судебное разбирательство». Составители письма указывают на

необходимость создания в городе подобающих условий для творчества, при которых «агрессия в адрес деятелей искусства, в том числе на религиозной почве, преследование их за выраженные в художественной форме идеи, препятствование осуществлению их конституционного права на свободу высказывания стали бы невозможными».

Авторы обращения требуют от прокуратуры снять все обвинения в адрес Кулябина и Мездрича.

Извиняться Кулябин и Мездрич, как следует из заявлений их адвоката Сергея Бадамшина, не намерены. «Наша сторона всецело старается погасить этот конфликт. Убрали плакат к фильму, а требовать извинений по неустановленному факту странно», — заявил защитник.

При этом, как стало известно «Газете.Ru», непримиримая позиция Новосибирской епархии вызывает некоторое недоумение в Москве.

Как рассказали «Газете.Ru» источники в аппарате патриархии, в Чистом переулке к идее уголовного преследования авторов «Тангейзера» относятся скептически, притом что в целом оперу не одобряют.

Косвенным подтверждением этого может служить реплика архимандрита Тихона (Шевкунова), ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, на совещании рабочей группы Общественного совета при Минкульте, состоявшегося 13 марта:

«Можно поприветствовать, что обсуждаемая сегодня проблема с провокативной постановкой «Тангейзера» вышла из судебно-процессуального пространства. Никому не нужна война против даже самых спорных направлений культуры — она может быть бесперспективной и привести ко многим бессмысленным потерям».

В самом Минкульте, как рассказали «Газете.Ru», разделяют позицию архимандрита о внесудебных путях разрешения проблемы. Однако в итоговой резолюции призывают «внести в постановку необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты», напоминая, что в противном случае у ведомства есть «право и обязанность… принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе лишать финансирования подобные постановки». «Крайне странно, что была принята именно такая резолюция», — рассказал «Газете.Ru» источник в Союзе театральных деятелей РФ, —

«на рабочую группу отправилось достаточно людей, которые могли бы со всей определенностью заявить о недопустимости подобного подхода. Жаль, что они не выступили в полный голос».

Впрочем, отношения театральной среды с одной стороны и культурной власти и церкви — с другой и без того находятся на высоком градусе. Вслед за гендиректором Большого театра Владимиром Уриным, пригласившим Кулябина сделать оперный спектакль на главной сцене страны (детали, по словам гендиректора ГАБТа, стороны обсудят в мае), с подобным предложением выступил и глава «Ленкома» Марк Захаров, до того выступавший одним из самых жестких критиков противников «Тангейзера». «Меня когда-то пригласил Валентин Плучек из студенческого театра МГУ, он не видел моих работ, а я видел «Тангейзер» Кулябина, и я решил, что теперь моя очередь. Я официально пригласил его поставить любой драматический спектакль на сцене «Ленкома», — сказал Захаров.