Пенсионный советник

Красный плащ, черное ухо

Выходят в свет новые приключения Бэтмена и Супермена

Татьяна Сохарева, Ярослав Забалуев 11.03.2015, 14:41
kanobu.ru

Персонажи комиксов обживают новые вселенные: выходят в свет графические романы «Супермен: Земля-1. Книга 3» Дж. Майкла Стражински и «Бэтмен. Земля-1» Гэри Фрэнка и Джеффа Джонса.

Переиначивание канонической супергеройской мифологии давно стало самостоятельным жанром. Издательство DC Comics одним из первых начало беспорядочно множить в своих комиксах альтернативные миры, которые заселялись классическими персонажами, освобожденными от привычной биографии. Так появилась «мультивселенная», которую долгое время то дробили на части, то собирали в единый цельный мир.

Серия «Земля-1» — один из таких параллельных миров, идеально подходящий тем, кто знает Бэтмена и Супермена только по фильмам.

В одной книге — одна история с началом и концом, а не нарезка из ежемесячных выпусков. «Газета.Ru» рассказывает о только что вышедших книгах.

«Супермен: Земля-1. Книга 3» Дж. Майкла Стражински

Желая предельно «очеловечить» героя и сдобрить рассказ экзистенциальными мотивами, Дж. Майкл Стражински, известный в России по фантастическому сериалу «Вавилон-5», явно перестарался.

В первом комиксе о Супермене из серии «Земля-1» Кларк Кент, которого автор превратил в угрюмого изгоя, изнывал от одиночества, задавался глобальными вопросами о смысле жизни и соображал, как бы сладить с суперсилой (кстати, именно этот графический роман, появившийся в США в октябре 2010 года, стал первой книгой, выпущенной в серии «Земля-1»). Во второй части немного неуклюжий паренек в очках, каким обычно рисуют Человека-паука в реальной жизни, скучал в Метрополисе, подыскивая работу, и боролся с инопланетянами. Третья книга продолжает эту историю.

На Землю прибывает выживший дядюшка Супермена с Криптона, его самого пытается обезвредить ООН, а Лекс и Александра Лютор работают над оружием, способным лишить героя сверхспособностей.

Правда, вместо приключенческого шедевра у Стражински получился пересказ истории Супермена для тех, кто ничего не знает про Супермена. Классический Супермен — это тяжелый подбородок, идеализм и трико. В версии Стражински он предстает чем-то средним между романтическим героем на манер Печорина (скучающим, страдающим, задающимся вопросом «Что было бы со всеми этими людьми, если бы меня здесь не было?») и грозным трибуном, произносящим обличительные речи в ООН. Причем то же противоречие проявилось и в его внешности.

Первую и вторую части истории обрисовывал Шейн Дэвис — художник, который уже десять лет иллюстрирует в DC Comics комиксы о Бэтмене, Супермене и Зеленом фонаре. В этот раз художественную часть работы доверили индонезийскому художнику £Ардиану Сиафуму.

Из-под его кисти Супермен вышел маскулинным красавцем, а Кларк Кент — копией розовощекого героя сериала «Тайны Смолвиля» о непростом периоде пубертата паренька со сверхспособностями в провинциальной глуши.

Но самым занятным в книге оказалась не раздвоенность главного героя, а столкновение супергеройской реальности с мирской политической. Правительства всех стран решают не вмешиваться в битву пришельцев, спокойно наблюдая, как калечат спасителя Земли. Новый суперзлодей бросается заявлениями в духе «Похоже, в этом мире есть кое-что посильнее меня — страх», а местные газеты самовыражаются кто во что горазд.

Кстати, книга выходит в России всего через пару недель после официального релиза в Америке.

«Бэтмен. Земля-1» Гэри Фрэнка и Джеффа Джонса

В связи с возвращением к концепции мультивселенной (от которой DC Comics пытались отказаться в серии «Кризис на Бесконечных землях») очередной перезапуск истории Бэтмена тоже случился в мире Земли-1 — максимально похожем на наш собственный. Новые авторы решили начать с самого начала — превращения сироты Брюса Уэйна в защитника улиц Готэма, облаченного в черный костюм и маску с острыми ушками. Изменения бросаются в глаза моментально любому, кто знаком даже не с графическими, а хотя бы с кинематографическими воплощениями Уэйна и его альтер эго.

На первых же страницах романа Бэтмен действует неуклюже, пропускает удары и вынужден залечивать новые и новые травмы.

В этом смысле создатели новой сюжетной арки переплюнули даже мрачнейшие работы Фрэнка Миллера («Возвращение Темного рыцаря») и Алана Мура («Смертельная шутка»), которые стали основой для трилогии Кристофера Нолана.

Любопытно, кстати, что если раньше кинематографисты старались подстроиться под графические романы DC Comics, то в случае с этой работой речь идет скорее об обратном процессе.

Складывается ощущение, что авторы вдохновлялись не столько предыдущими комиксами, сколько образом из нолановского «Возрождения легенды». Там Бэтмен после долгих лет борьбы с преступностью представал охромевшим и разочарованным в жизни.

В «Земле-1» речь идет о самом начале пути героя, но его уязвимость осознанно педалируется авторами, превращающими Бэтмена из супергероя в постоянно получающего затрещины частного детектива из какого-нибудь нуара.

Однако самые разительные изменения претерпел, очевидно, образ дворецкого Альфреда. Из рассудительного джентльмена, отпускающего язвительные комментарии в адрес пылкого Уэйна, он превратился в потрепанного друга семьи, выступающего не просто непосредственным участником событий, а братом Бэтмена по оружию — пусть и крайне скептически настроенным.

В заключение следует отметить, что первая часть новой бэтменовской саги скорее заявляет антураж и подход, чем предлагает новую историю. Однако предложенные обстоятельства обладают такой остротой и свежестью, что за приключениями человека в ушастой маске, очевидно, будет в ближайшие годы крайне интересно наблюдать.