Германия и Япония выиграли Вторую мировую. Америка разделена пополам между победителями, но, разумеется, спустя много лет после поражения (действие разворачивается в 1962-м) сознательные американцы организуют глубоко засекреченное подполье. Занимаются повстанцы в основном распространением странной кинохроники, на которой показана победа в войне союзнических войск. Именно с этими пленками в руках в нейтральную зону между двумя Америками отправляются Джо и Джулс — юноша и девушка, пробующие свои силы в борьбе с режимом.
Тем временем постаревший фюрер тяжело болен и смотрит вестерны, а окружение планирует после его смерти прогнать оскорбляющих арийскую расу японцев с континента.
В Токио что-то такое подозревают и невозмутимо гадают на Книге перемен, выдающей все более и более мрачные пророчества.
Таково краткое содержание пилота сериала «Человек в высоком замке», который стал доступен на видеосервисе компании Amazon. Исходя из его успеха у пользователей, руководство примет решение о запуске (или незапуске) в производство четырехсерийного фильма.
Продюсером фильма выступает Ридли Скотт, а сценарий пилотной серии написал Фрэнк Спотниц — один из авторов «Секретных материалов».
Сам по себе «Человек в высоком замке» — один из лучших романов фантаста-классика Филипа Дика, который вроде бы так и просится на экран (особенно сегодня, когда обвинения в фашизме все чаще звучат на международном уровне). Однако, как и с прочими произведениями Дика, экранизация этого романа сопряжена с целым рядом сложностей. Его коллеги — вроде Рэя Брэдбери, Айзека Азимова или, скажем, Уильяма Гибсона, — работая в фантастическом жанре, пытались предсказать будущее.
А вот Дик создавал скорее психоделическую прозу, сложную не только для постановки, но порой и вообще для восприятия.
Именно поэтому тексты едва ли не самого экранизируемого американского фантаста («Бегущий по лезвию», «Меняющие реальность», «Вспомнить всё» и т.д.) ни разу не переносились на экран буквально: в титрах почти каждого из упомянутых фильмов значится оборот «по мотивам».
«Человек в высоком замке» от Amazon в этом смысле выгодно выделяется — в нем более или менее сохранена сюжетная канва (роман тоже двигался в ритме дорожной истории). Книгу легко узнать, хотя она и претерпела некоторые (и временами серьезные) изменения.
Тут еще надо понимать, что пилот — это даже не первая серия, а, скорее, увертюра, заявка на успех, рекламная презентация в некотором смысле.
Поэтому в опубликованном часовом фильме очень много заведомо выигрышных чисто визуальных ходов — вроде свастики, заменившей звезды на американском флаге.
Непонятным, однако, остается главное.
Роман Филипа Дика — не столько о том, что было бы, если бы фашисты победили, сколько о вариативности реальности; о том, что мир, к которому мы привыкли, — возможно, фальшивка.
Кроме того, при создании «Человека в высоком замке» писатель активно использовал Книгу перемен, которая, по его признанию, в итоге «увела его куда-то не туда». Как все это психоделическое буйство переносить на экран и возможно ли это — вопрос открытый. Но посмотреть на то, что получится из этой затеи у Amazon, все же крайне, крайне любопытно. Осталось только дождаться зеленого света для старта полноценного сериала. Учитывая количество поклонников Дика в мире, кажется, что ждать долго не придется.