Пенсионный советник

Леди Гага подставила другую щеку

Вышел совместный альбом Леди Гаги и Тони Беннетта «Cheek To Cheek»

Ярослав Забалуев 19.09.2014, 15:07
Леди Гага и Тони Беннетт Andy Kropa/Invision/AP
Леди Гага и Тони Беннетт

Вышел в свет альбом «Cheek To Cheek» Тони Беннетта и Леди Гаги, на котором поп-дива успешно оправляется от провала альбома «Artpop», перевоплощаясь в джазовую диву.

Прошлогодний альбом Леди Гаги «Artpop» завершался песней «Applause», и теперь, когда этот амбициозный проект по большому счету провалился, певица вслед за своим духовным собратом по авантюризму могла бы сказать: «Не надо оваций! В космос улететь не вышло. Придется переквалифицироваться…» Но не в управдомы, конечно, а в эстрадно-джазовые дивы. Пигмалионом нового ответвления карьеры артистки, еще недавно, казалось, способной уделать Мадонну, стал классик жанра, американский крунер Тони Беннетт. Они встретились за кулисами одного из нью-йоркских фестивалей. Услышав, как урожденная Стефани Джерманотта поет фрагмент «Orange Colored Sky» из репертуара Ната Кинга Коула, Беннетт пал к ее ногам и упросил спеть на своем альбоме дуэтов. После записи песни «Lady Is A Tramp» поползли упорные слухи о продолжении сотрудничества, но у Гаги были другие планы.

Теперь, когда на своем третьем альбоме Гага в постмодернистском азарте перехитрила сама себя, пришло время эти слухи реализовать.

Песенный материал позаимствовали в настольном для Беннетта «Великом американском песеннике» — сборнике стандартов золотой эры американской эстрады, когда сценой правили Фрэнк Синатра и Дин Мартин. Из множества классических номеров было выбрано 18 песен за авторством Джорджа Гершвина, Коула Портера, Ирвинга Берлина и других корифеев свинга. К весне 2013-го отбор был завершен, певцы закрылись в нью-йоркской студии и в течение года живьем записывали пластинку, которая сегодня легла на прилавки под названием «Cheek To Cheek».

Музыкантов взял на себя Беннетт, Гага же лишь попросила, чтобы полы в студии выстелили красными коврами — для создания соответствующей песням атмосферы.

Обложк альбома «Cheek To Cheek»
Обложк альбома «Cheek To Cheek»

Певица рассказывает, что была потрясена, услышав, что Беннетт считает ее обладательницей настоящего джазового вокала. Ответственность на плечи автора «мясного платья» легла действительно немалая. Все-таки 88-летний Тони — классик, достигший триумфа еще в 1950-х, обладатель множества «Грэмми», живая, что называется, легенда. Тем не менее корифею, очевидно, удалось унять поселившуюся в 28-летней компаньонке тревогу. В результате артисты не только сработались и подружились, но в процессе подготовки к записи еще и вместе организовали благотворительную акцию, продав для этих целей портрет обнаженной Гаги кисти Беннетта.

Релиз пластинки, впрочем, неоднократно откладывался, и теперь понятно почему.

Если не смотреть на обложку, можно подумать, что эта запись — заповедный раритет, утерянная классика середины прошлого века. Тот факт, что Джерманотта обладает отличным голосом и умеет им пользоваться, в общем, не вызывал сомнений у любого, кто давал себе труд прислушаться к звучащим на каждом танцполе мира песням. В том, что упакован этот голос в перекомпрессированное диско, всегда виделся какой-то особый мазохизм, который дежурно объяснялся постмодернистскими мотивами, хотя в основе своей имел скорее всепоглощающую жажду славы.

Пробиваясь к славе в нулевые, певица, очевидно, рассудила, что мощный голос сам по себе сейчас не способен завоевать стадионы, а потому надо исступленно жонглировать поп-культурными клише, пропагандировать сексуальные свободы и заниматься тому подобными глупостями. Такой товар всегда в цене у неуверенных в себе прыщавых подростков с нежным сердцем, а критиков певица обаяла эпатажным имиджем с отсылками к Мадонне и Боуи и общим энди-уорхолловским дискурсом, позволяющим блеснуть эрудицией при написании рецензий.

Оголтелость, с которой Гага занялась реализацией замысла, сыграла с ней злую шутку: к третьему альбому идея исчерпала себя, певица занялась самоповторами, стала предсказуема.

«Cheek to Cheek» в этом контексте жест, конечно, тоже предсказуемый: достаточно вспомнить, например, как Робби Уильямс примерял на себя синатровскую улыбку на альбоме «Swing When You're Winning». Однако в исполнении британца этот шаг демонстрировал разве что верность традициям — возможно, ему просто не хватило продюсера, способного придать эстрадному опыту нужную меру аутентичности.

Стефани в этом смысле повезло куда больше.

В каждой ноте «Goody Goody» или «I Don't Mean A Thing» звучит неподдельная теплота, которая в прошлых музыкальных опытах певицы в лучшем случае подразумевалась, но никогда не выступала на первый план.

Да что говорить, от ее версии «Bang Bang» прослезится, пожалуй, и сама Нэнси Синатра.

После этой пластинки хочется посулить Гаге полную перезагрузку карьеры. Беннетт и вовсе говорит, что теперь она будет круче, чем Элвис Пресли, что, конечно, сомнительно. В начале 2015-го певица собирается все-таки спеть в космосе, и вряд ли на этом шоу (если оно случится) прозвучит что-то вроде «I Can't Give You Anything But Love».

Вероятно, ей никогда не хватит вкуса, смелости и усидчивости заняться поиском композитора и продюсера, которые уделят больше внимания ее голосу, чем соврисковым амбициям. Зато с уверенностью можно утверждать, что «Cheek To Cheek» — из тех записей, что не устареют и через несколько десятилетий, когда «Bad Romance» и «Poker Face» будут представлять интерес разве что для исследователей короткой эпохи диско-вырождения.