Пенсионный советник

Москва без арта

Ярмарка современного искусства «Арт-Москва-2014» отменена

Татьяна Сохарева 12.09.2014, 15:21
РИА «Новости»

Международная ярмарка современного искусства «Арт-Москва», которая традиционно проходила в ЦДХ, в этом году не состоится. Устроители не исключают окончательного закрытия проекта.

Ярмарка «Арт-Москва» в этом году «точно не состоится». Об этом объявил организатор ярмарки Василий Бычков, интервью с которым в четверг опубликовало на своем сайте издание The Art Newspaper Russia. По его словам, «иностранные участники не готовы ехать сюда, а наши галереи не готовы платить адекватные деньги за участие».

Раньше он указывал, что заявки на участие уже прислали галереи из Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Италии, Мексики, Польши, Румынии, США.

Бычков также заявил, что средства, которые обычно шли на «Арт-Москву», уже перенаправили на другой проект, поэтому ярмарка, возможно, прекратит свое существование.

Почти 20 лет «Арт-Москва», созданная в 1996 году, была по факту единственным видным событием на российском рынке актуального искусства (в существование которого, впрочем, до сих не все верят). В 90-е она мыслила себя альтернативой салонной ярмарке «Арт-Манеж» и старательно объезжала стороной рыночные тренды и умеренно-буржуазное искусство для гостиных. В 2010-м уже в противовес ей появилась ярмарка Cosmoscow, которая после четырехлетнего перерыва во второй раз пройдет в этом году с 19 по 21 сентября в Манеже. Других конкурентов у «Арт-Москвы» не было.

Проект никогда не был коммерчески успешен, поясняет Василий Бычков, руководитель компании Expo-Park, организующей в том числе и «Арт-Москву».

Лишь в докризисном 2007 году, когда в ярмарке участвовало больше 70 галерей, она принесла организаторам минимальную прибыль. С тех пор крупные отечественные галереи постепенно с нее уходили, кураторы и галеристы покидали экспертный совет, а европейские игроки то вовсе не доезжали до Москвы, то застревали на таможне, превращая ярмарку в выставку пустующих стендов, как, например, случилось в 2009 году.

Уже в 2012 году «Арт-Москва» прошла без закрывшихся тогда галерей Марата Гельмана и «Айдан», а ее постоянный арт-директор Кристина Штейнбрехер оставила свой пост и начала работать с ярмаркой ViennaFair, проходящей примерно в тех же числах.

«В последнее время ярмарка «Арт-Москва» перестала играть роль для таких крупных галерей, как, например, моя, — рассказал «Газете.Ru» галерист Марат Гельман. — Но она стала важной стартовой площадкой для молодых галерей, которые еще никто не знает.

Исчезновение ярмарки вряд ли повлияет на сегодняшний художественный рынок, скорее на завтрашний: это сильно затруднит появление новых имен».

В прошлом году «Арт-Москва» заявила о переходе к новому, «экономичному» формату. Организаторы аккуратно говорили о засилье массовой культуры и гламуризации, приоритете красивого над интересным и радикальным, о недостаточном количестве качественных предложений. Ярмарка перебралась со второго этажа ЦДХ на третий и избрала для себя концепцию демократичного супермаркета. Сюда впервые пригласили молодые галереи, которые существуют меньше трех лет, и установили ценовой лимит: произведение не должно было стоить дороже €5 тыс. Тогда это подавалось как долгожданный поворот к «экспериментаторскому, новаторскому, искреннему искусству», который, правда, вылился в то, что

помимо галереи «Триумф» и «Файн Арт» крупных игроков на ярмарке не осталось.

«Понятно, что нести все убытки за развитие рынка одному человеку нелогично, — говорит Гельман. — Однако Бычков не захотел распределить эти убытки между основными участниками художественного рынка, как мы ему предлагали еще лет пять назад, до кризиса».

По мнению галериста, для «Арт-Москвы» больше подходила модель, по которой работают Art Forum в Берлине или «Арт-Базель»: эти ярмарки не являются частными предприятиями, а коммерческие риски распределяются равномерно между всеми участниками.

18-я «Арт-Москва» была запланирована на 17–21 сентября. Примерно в это же время, с 19 по 21 сентября, в Манеже пройдет возрожденная и единственная теперь московская ярмарка Cosmocow. Российские и зарубежные галереи разного пошиба представят здесь авторов в диапазоне от таких западных суперзвезд, как Зигмар Польке и Георг Базелиц, до Павла Пепперштейна и Семена Файбисовича.

«У Cosmocow другая важная задача: они ищут те галереи, которые не готовы идти вслед за политической конъюнктурой и закрывать свои проекты, связанные с Россией, пока она находится в изоляции, — считает Гельман. — Насколько «Арт-Москва» станет серьезной потерей, можно будет говорить через два-три года. Сейчас главная стратегия художественного бизнеса в России — это минимизация потерь, потому что атмосфера не располагает к коллекционированию».

Василий Бычков не смог предоставить в пятницу оперативный комментарий.