Пенсионный советник

Здесь были Лиза, Юра и Полиграф Полиграфович

В Москве появятся указатели литературных топонимов

Анастасия Лисицина 06.08.2014, 18:52
Кадр из фильма «Собачье сердце» kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Собачье сердце»

Где Герасим топил Муму, а Пьер Безухов познакомился с Наташей Ростовой? В Москве появятся таблички, указывающие на литературные адреса — места жительства и событий в ключевых русских произведениях. «Газета.Ru» выбрала пять мест, которые точно нельзя пропустить составителям будущей карты литературной Москвы.

«Лизин пруд»


Ленинская Слобода, 26
Wikimedia Commons

«Поезжайте в воскресенье… к Симонову монастырю… везде множество гуляющих… Еще не так давно я бродил уединенно по живописным окрестностям Москвы и думал с сожалением: «Какие места! и никто не наслаждается ими!», а теперь везде нахожу общества», — писал Карамзин в повести «Бедная Лиза». В «Бедной Лизе», сентиментальной истории крестьянки, обманутой молодым дворянином,

Карамзин изобрел героиню, которой открылась галерея нравственно совершенных людей из народа в русской литературе.

Пруд, в котором топится Лиза после женитьбы героя на богатой вдове, располагался рядом с дорогой, ведущей в деревню Кожухово. Он был окружён валом и Тюфелевой рощей, которая находилась в полукилометре от слободки, где проживала карамзинская героиня. По преданию, его вырыли Сергий Радонежский и его племянник Фёдор с иноками, основавшими здесь Симонов монастырь. Однако в начале 1930-х годов пруд засыпали — на его месте вырос один из выходов станции метро «Автозаводская» и административное здание завода «Динамо», вместо Тюфелевой рощи теперь проходная завода «ЗИЛ», луга превратились в улицы. Монастырь практически разрушен.

«У Харитонья в переулке»


Wikimedia Commons

Большой Харитоньевский переулок, 13

Через год после дуэли между Онегиным и Ленским мать везет Татьяну Ларину «в Москву, на ярмарку невест». Во время «сей утомительной прогулки» Ларины проезжают мимо дворца графов Разумовских на Тверской и Страстного монастыря, сворачивают в Камергерский переулок и далее на Кузнецкий Мост и Мясницкую улицу. Останавливаются они у кузины Алины: Пушкин селит свою героиню на углу Малого и Большого Харитоньевских переулков, где в юности жил сам. Семья поэта два года арендовала квартиру напротив палат Волковых-Юсуповых. Неподалеку жила и бабушка Пушкина. Сейчас переулок в основном застроен доходными домами конца XIX — начала ХХ веков.

Камергерский переулок в романе «Доктор Живаго»


Wikimedia Commons

Проезжая по Камергерскому переулку накануне Рождества на елку к Свентицким, Юрий Живаго видит «черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон» и просвечивающую сквозь ее свечу. Здесь впервые звучат ещё не оформившиеся в стихотворение строки «Свеча горела на столе. Свеча горела…». В том доме на Камергерском «близ Художественного театра» будущий комиссар Стрельников, тогда ещё Паша Антипов, и Лара решают пожениться. Ту же самую комнату станет снимать и жить до самой своей смерти Юрий Живаго. Оттуда вынесут и его гроб. «Здесь расстрелянный Антипов, покойный муж мой, студентом комнату снимал, именно вот эту комнату, где мы с вами сидим…», — будет потом, после смерти Живаго, вспоминать Лара. В начале ХХ века «на людном городском перекрестке» было несколько доходных домов, соответствующих описанию Пастернака.

Отель-ресторан «Славянский базар»


Wikimedia Commons

Ул. Никольская, 17

В 1872 году предприниматель, меценат и славянофил Александр Пороховщиков открыл на улице Никольской гостиницу-ресторан с роскошными апартаментами и русской кухней. «Фешенебельный «Славянский базар» с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли,… аферисты и петербургские шулера, устраивавшие картежные игры в двадцатирублевых номерах», — писал Владимир Гиляровский в «Москве и москвичах». Здесь после многочасовых обсуждений Станиславский и Немирович-Данченко решили создать Московский художественный театр. Для «Славянского базара» Илья Репин написал картину «Славянские композиторы».

Гостиница не раз упоминается у Чехова: здесь останавливается Анна Сергеевна из «Дамы с собачкой», когда приезжает в Москву к доктору Гурову.

Тригорин, прощаясь с Ниной Заречной, советует ей: «Остановитесь в «Славянском базаре»… Дайте мне тотчас знать…». Место фигурирует в рассказах «Мужики» и «У телефона». При советской власти отель закрыли, а ресторан русской кухни остался и просуществовал до 1993-го, когда сгорел. Восстанавливать его не стали. Сейчас в этом здании расположился Музыкальный театр под руководством Б. А. Покровского.

«Калабуховский дом»


Wikimedia Commons

Ул. Пречистенка, 24

«Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно?

Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор??» — спрашивает профессор Преображенский в «Собачьем сердце» Булгакова.

Доходный дом архитектора Кулагина, который стоит на углу Чистого переулка и правой стороны Пречистенки, был построен в 1904 году. В повести Булгакова Кулагин стал Калабухиным, а дом — «калабуховским». До революции здесь жил родной дядя писателя Николай Покровский — врач-гинеколог, который послужил прототипом профессора Преображенского. На первом этаже этого рома располагался магазин Центрохоза, в котором профессор Преображенский купил краковской колбасы «с райским запахом чеснока и рубленой конины» и встретил голодного пса Шарика. Здесь же Шариков требовал законные «16 квадратных аршин» профессорской квартиры. Неподалеку от Пречистенки, в Нащокинском переулке, была и последняя квартира самого Булгакова.