Слушать новости

Куда бежит премия Кандинского

Объявлен длинный список премии Кандинского — награды за достижения в области современного искусства

Богдан Мамонов, Павел Пепперштейн, екатеринбургская группа «Куда бегут собаки»: премия Кандинского объявила номинантов — на приз в категории «Проект года» претендуют 18 работ, а за титул «Молодой художник» поборятся 12 авторов.

Не секрет, что длинный список премии Кандинского, которую каждый год вручает культурный фонд BREUS Foundation, — многообещающий и способный на обман пролог. В прошлом году, например, из конкурса вылетел Владислав Мамышев-Монро и его последняя фотосессия-перевоплощение «Памятай про газ!», в которой погибший тогда на Бали художник рядился то в Путина, то в Медведева, то в Тимошенко.

Это несистематизированный срез, в пространстве которого Ольга Флоренская из группы «Митьков» может столкнуться, например, с выпустившейся в этом году из Школы Родченко Лилией Ли-ми-ян. Флоренскую номинировали за проект «Вывески» — развеселые деревянные таблички с переписанными простодушными объявлениями, берущими обаянием народного невежества; Ли-ми-ян — за дипломную работу «Masters/Servants», в которую вошли снимки работодателей со слугами в буржуазных интерьерах: фотограф преподносит их и как мутации рабовладельчества, и как очередную неудачную попытку залезть в голову непознаваемого Другого.

Восьмая выставка премии в этом году откроется 19 сентября в кинотеатре «Ударник», который постепенно превращается в Музей современного российского искусства.

Поэтому работы номинантов уже сейчас можно рассматривать как будущую экспозицию — искусство, заранее допущенное экспертами награды в тоталитарное пространство музея. Годными для него, например, признали Евгения Антуфьева, выставлявшегося в 2008 году в рамках винзаводовского проекта «Старт», и краснодарскую группировку ЗИП, которая получила «Инновацию-2014» как лучший региональный проект.

Приз Кандинского принято считать антитезой «Инновации». Но из года в год названная в честь Василия Кандинского награда всё четче утверждается в своем желании стать синонимом государственной премии.

В 2014 году главный приз «Инновации» достался концептуалисту Юрию Альберту и куратору Екатерине Дёготь за псевдоретроспективу «Что этим хотел сказать художник?», на которой работ Альберта не было вообще — их подменяли таблички-комментарии. В длинном списке премии Кандинского Альберта и Деготь нет, зато оказались, например, прошедшая в галерее «Культпроект» выставка — урбанистическое исследование «Урбанизм: pro&contra» о непростых отношениях города и деревни и «Святая политика» Павла Пепперштейна — вариации политических мифов в кислотно-радостных тонах и широком формате, показанные в галерее «Риджина».

Негромкий (но один из самых заметных) проект Богдана Мамонова выглядит как созвучие работе — победителю прошлого года, инсталляции «Без названия» Ирины Наховой, которая из семейного фотоархива сделала видео, холст и объект, рассказывающие о тоталитаризме.

Мамонов вновь подогревает спрос на надрывно-личные истории и осмысление советского прошлого.

Его «Транквилизация памяти» — выставка-путеводитель по раю и аду русской истории XX века, которая имитирует квартиру Григория Шпейера — прадеда автора, строившего железнодорожные мосты в Коломне. Чтобы у зрителей не возникло сомнений, где они очутились, Мамонов закольцевал композицию выставки двумя видео: на одном кадры из семейного архива сопровождает текст историка Светония о зверствах Калигулы, на другом те же самые снимки срифмованы с рассказом о добродетелях римского императора.

Такое в глаза бьющее совпадение с проектом Наховой, разумеется, не идет на пользу Мамонову, который может не добраться до короткого списка.

Шансы, умноженные на три, имеет екатеринбургская арт-группа «Куда бегут собаки», которая сталкивает искусство с наукой, интерактивными технологиями и метафизикой. В лонг-лист премии попали сразу три их проекта: инсталляция «1, 4 ...19» представляет собой лабиринт, в котором мечется лабораторная мышь и её двойники-голограммы, «Триалог» — это три механических шара, взаимодействующие так же, как небесные тела, а «Символизм в электросхемах» — серия видео, на которых в схемы электроприборов вшиты цитаты из стихотворений Пушкина и Хлебникова. Возможно, художники, исследующие интеллектуальный вакуум, и окажутся победителями премии.

Среди работ, претендующих на награду в номинации «Молодой художник. Проект года», представлены два проекта стрит-ариста Тимофея Ради.

Не исключено, что так сработал закон компенсации: Радя дважды попадал в шорт-лист «Инновации», но ничего, кроме спонсорского приза, не получил. С ним соревнуются победитель World Press Photo-2014 Данила Ткаченко с серией монохромных снимков режимных советских объектов на фоне снежной пустыни, Альберт Солдатов, его однокурсник по Школе Родченко, и Антонина Баевер с видео «Добираясь вместе».

В 2014 году у премии появилась новая номинация — «Научная работа. История и теория современного искусства», отчасти дублирующая категорию «Теория, критика, искусствознание» конкурса «Инновация».

Пять работ, которые эксперты отберут к открытию выставки, дополнительно объявят в августе.

К жюри премии, в которое входят директор ММАМ Ольга Свиблова, куратор Дэвид Торп и исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, в этом году присоединились директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак, куратор Борис Маннер и Мария Тсантсаноглу, директор Государственного музея современного искусства в Салониках.

В декабре они объявят два коротких списка, в каждый из которых войдут по три автора. Победителей наградят 13 декабря: первый приз в номинации «Проект года» составляет €40 тыс., а в молодежной категории – €10 тыс.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть