Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Всемирный музей Довлатова

Довлатовские места на карте мира — где мог бы находиться музей писателя Сергея Довлатова

Первый в России музей Сергея Довлатова появился в Псковской области — в небольшом доме в деревне Березино. «Газета.Ru» вспоминает о других памятных довлатовских местах, связанных с его жизнью и творчеством, в которых тоже мог бы разместиться музей писателя.

Музей Сергея Довлатова занял тот дом в деревне Березино, на стене которого, как вспоминает литературовед Андрей Арьев, Довлатов в день своего рождения в 1976 году написал: «35 лет в дерьме и позоре». Это дом местного лесника дяди Миши – Михал Иваныча, пившего, как следует из повести «Заповедник», «до изумления, паралича и бреда». Здесь писатель прожил два года, работая экскурсоводом в Пушкинском музее-заповеднике, а из воспоминаний об этих годах и вырос «Заповедник» – одно из главных произведений Довлатова.

Сделать в этом месте музей три года назад задумали петербургский реставратор Юрий Волкотруб, поэт Валерий Костин и биограф Довлатова Валерий Попов.

Они уверяют, что дом был построен в 1912 году и в последнее время служил дачей для ничего не подозревающей москвички. Здание было в аварийном состоянии: потолок просел, его подпирало сосновое полено, печь развалилась, крыша текла. Из вещей, с которыми соприкасался Довлатов, остались кровать, зеркало и шкаф. Создатели музея мыслят его как литературный центр советской культуры 1960-1980-х годов с акцентами на творчестве русских писателей, прославившихся за рубежом.

Литература соприкасается с жизнью Довлатова так тесно, что не всегда ощутимо, где кончается одно и начинается другое. В его прозе почти всегда есть персонаж, передвигающийся по тем же улицам, по которым гулял автор, живущий в его квартирах и встречающий его друзей.

Нью-Йорк, Sergei Dovlatov Way

Музея в Нью-Йорке пока нет, но одна из улиц в районе Куинс, где писатель прожил двенадцать лет после отъезда из Ленинграда в 1978 году, получит его имя. На 63rd Drive Довлатов дописал «Компромисс», создал «Заповедник», «Зону» и «Чемодан» – основные свои произведения. Здесь он вместе с литературными критиками Петром Вайлем и Александром Генисом издавал русскую газету «Новый Американец».

Описывая Куинс в рассказе «Иностранка», Довлатов говорил: «Наш район тянется от железнодорожного полотна до синагоги. Чуть севернее – Мидоу-озеро, южнее – Квинс-бульвар. А мы – посередине. 108-я улица – наша центральная магистраль».

Здесь, в их третьей нью-йоркской квартире, до сих пор живет его вдова Елена, настойчиво сохраняющая окружавшие писателя подробности быта: книжный шкаф («три метра литературы», по словам гостившего у них поэта Евгения Рейна), педантично прибранный письменный стол, нарисованных Довлатовым матрешек с гениталиями.

Для того, чтобы улица получила его имя, нужно было собрать 20 тысяч подписей и опросить соседей. Благодаря активистам, 63rd Drive, прилегающая к «центральной магистрали», будет называться Sergei Dovlatov Way (проезд Сергея Довлатова) и станет первой в Нью-Йорке улицей, названной именем русского писателя.

Санкт-Петербург, улица Рубинштейна, 23

На улице Рубинштейна в Петербурге, в бывшем доходном доме под номером 23, Довлатов провел большую часть своей жизни – с 1944 по 1975 год. В Ленинграде его не печатали, а контуры своей тогдашней жизни он прорисовал в повести «Наши» так: «Наша квартира вряд ли была типичной. Населяла ее главным образом интеллигенция. Драк не было. В суп друг другу не плевали. (Хотя ручаться трудно)».

Сегодня в квартире номер 34, «длинный пасмурный коридор» которой «метафизически заканчивался уборной» (если верить роману «Наши»), до сих пор существует коммуналка с шестью комнатами.

Довлатовская, говорят, превратилась в чулан.

Здесь тоже мечтают о музее, но пока в доме появился лишь хостел «Довлатов Хаус» и установленная в 2007 году мемориальная табличка в виде книги с шаржевым автопортретом.

Таллин, Вабрику, 41

Довлатов приехал в Таллин (по рассказу «Лишний», с похмелья и без багажа) в конце сентября 1972 года, надеясь опубликовать книгу. Впрочем, издать ее Довлатову так и не удалось: в последний момент сборник, соединивший четырнадцать рассказов, привлек внимание эстонского КГБ.

В Таллине Довлатов разгружал уголь в кочегарке, чтобы получить прописку, внештатно подрабатывая корреспондентом в «Советской Эстонии» и «Вечернем Таллине», писал «Компромисс».

«Таллин называют игрушечным и бутафорским – это пошло, – говорил он в письме Эре Коробовой. – Город абсолютно естественный и даже суровый, я его полюбил за неожиданное равнодушие ко мне».

Он поселился у Тамары Зибуновой, с которой познакомился на одной питерской вечеринке. «В этой квартире останавливались, приезжая в Таллин, наши друзья. В том числе и Бродский, которому Тамарина квартира нравилась нестандартностью, уютом и тихим зеленым районом в пяти минутах от старого города», – вспоминала Людмила Штерн. Позже, вспоминая Довлатова, Зибунова напишет, что покидать её квартиру он не собирался – и ей оставалось либо вызывать милицию, либо соглашаться на всё.

Именно на этом деревянном доме на бывшей улице Рабчинского в 2003 году установили бронзовый барельеф из двух частей, сделанный по рисунку «митька» Александра Флоренского: на одной – текст, на другой – Довлатов, выгуливающий фокстерьера Глашу.

Новости и материалы
Массовое ДТП на Кубани унесло жизни пяти человек
Страны G7 выразили поддержку «формуле мира» Зеленского
Экс-советник Федуна назвал позорным шоу поведение Абаскаля в игре с «Ахматом»
Начштаба СОБРа «Рысь» задержан после обнаружения тел с гирями на ногах
В Волгограде произошла драка националистов с антифашистом
Слуцкий призвал мировое сообщество отреагировать на убийство Кивы
Наследный принц Саудовской Аравии назвал Путина «особенным гостем» королевства
Байден заявил, что не готов отвернуться от Украины
Уткин заявил, что сравнивать Акинфеева и Яшина бессмысленно
«Большая семерка» намерена ограничить использование РФ международной финансовой системы
Голкипер «Спартака» о семи шайбах от «Динамо»: главное — ловить, что можешь
Страны G7 решили запретить импорт российских алмазов
Ученые нашли способ победить устойчивую к лечению молочницу
Science: крем с цинком эффективно лечит устойчивую к терапии молочницу
Мужчина, застреливший полицейского под Рязанью, борется за право воспитывать своих детей
Терапия светом может смягчить симптомы болезни Альцгеймера
PLOS: светотерапия улучшает сон и уменьшает возбуждение при болезни Альцгеймера
Путин определил отношения РФ и Саудовской Аравии как стабильные и очень хорошие
Полный отказ от смартфона вреден для здоровья подростков, выяснили ученые
PLOS ONE: пара часов в смартфоне полезнее полного отказа от него для подростков
Акинфеев о тяжелой адаптации в ЦСКА: не выходил из номера, мылся в раковине
Все новости