Пенсионный советник

Страна в самом цвету

Фильм Леонида Парфенова «Цвет нации» покажут на Первом канале

Наталия Митюшева 11.06.2014, 16:31
Сейид Алим-хан, 1911, фотография С.М. Прокудина-Горского Wikimedia Commons
Сейид Алим-хан, 1911, фотография С.М. Прокудина-Горского

12 июня на Первом канале покажут фильм Леонида Парфенова «Цвет нации», посвященный Сергею Прокудину-Горскому — пионеру цветной фотографии, автору коллекции цветных фотографий «Достопримечательности Российской империи» начала ХХ века.

Фильм студии «Намедни» посвящен 150-летнему юбилею Сергея Прокудина-Горского, отмечавшемуся в 2013 году. «Цвет нации» должен был выйти на экраны осенью прошлого года, однако премьера была отложена — хотя презентация картины состоялась 8 октября в Центре документального кино в Москве. На полке Первого канала картина пролежала девять месяцев, чтобы выйти на экраны в День России.

Второе посвящение «Цвета нации», как пояснил Леонид Парфенов «Газете.Ru», — 100-летие 1913 года. В исторической перспективе он, самый урожайный и успешный для Российской империи, оказался последним годом старого мира — в 1914-м началась Первая мировая. Эта характеристика верна для многих стран и касается политики, экономики и культуры —

с показателями 1913-го сравнивала свои успехи в народном хозяйстве советская власть.

Два этих посвящения характеризуют замысел и сюжетный поворот фильма Леонида Парфенова «Цвет нации». О Прокудине-Горском уже снимали документальные ленты — одну из них сделал британский канал BBC, пять других — российского производства. Но фильм студии «Намедни», по словам Парфенова, не только и не столько о Прокудине-Горском, но и о России, которой сейчас нет и никогда не будет, о навсегда утраченном за сто лет мире.

Сергей Прокудин-Горский был фотографом, химиком, изобретателем, редактором журнала и преподавателем. Он учился у немецкого начинателя цветной фотографии — А. Митте, но усовершенствовал метод немца, значительно упростив процесс фотографирования.

Интерес к путешествиям и любовь к фотографии выросли у Прокудина-Горского в главный проект его жизни — серию фотоэкспедиций по всей России и создание «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

Идею фотохудожника поддержал Николай II: при содействии царя Прокудин-Горский совершает несколько путешествий в Сибирь, по Центральной России и Уралу, в Среднюю Азию и на Кавказ. Всего фотограф сделал 2,5 тыс. кадров. После революции Прокудин-Горский эмигрировал во Францию и увез с собой «Коллекцию». Затем, после Второй мировой войны, наследники фотографа продали остатки собрания (1900 кадров) Библиотеке конгресса США, где коллекция Прокудина-Горского хранится и сейчас.

Съемочная группа «Намедни» во главе с Леонидом Парфеновым и режиссером Сергеем Нурмамедом проехала маршрутами Прокудина-Горского, находя точки его съемок по оставшимся кадрам и сравнивая два мира — прошлого и настоящего. Сравнение, кажется, не в пользу настоящего. Больше всего, по словам Парфенова, пострадала территория нынешней России: не сохранились церкви, дома, виды и пейзажи, люди. Восстанавливать, по мнению автора фильма, невозможно или не имеет смысла — русский мир начала ХХ века утрачен, мы живем в постсоветской стране, а изобретатель, фотограф и настоящий патриот Сергей Прокудин-Горский лежит на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.