Пенсионный советник

Коррекция надежды

Итоги «Кинотавра-2014»: «Газета.Ru» перераспределяет призы

Владимир Лященко (Сочи — Москва) 11.06.2014, 16:00
__is_photorep_included6067081: 1

Подводя итоги «Кинотавра-2014», самого противоречивого за последние годы, «Газета.Ru» перераспределяет призы и рассказывает про каждый из фильмов конкурсной программы.

Лучший фильм

«Комбинат «Надежда»
реж. Наталья Мещанинова
Призы «Кинотавра» — нет

«Комбинат «Надежда» kinozal.tv
«Комбинат «Надежда»

Две девчонки, Норильск, трубы, страх застрять в вечной мерзлоте навсегда и не меньший, как выясняется, страх перед побегом. Свете повезло больше — обеспеченные родители, артистическая семья (мать — актриса, брат — фокусник), отец обещал на день рождения поездку к любимому в теплые края. Надя копит деньги на карточке, торгуя телом. К середине фильма можно решить, что на самом деле повезло второй — ее положение представляется более независимым. Но и это иллюзия. Героини Дарьи Савельевой и Полины Шаниной двигаются по разным маршрутам, обусловленным различиями в исходных условиях, но пути все равно пересекаются, травмируя каждую. Дебютант в полном метре Наталья Мещанинова сняла самый взрослый, самый сдержанный фильм из молодых, которые задавали тон на фестивале. Подробнее о фильме.

Лучшая режиссура

«Класс коррекции»
реж. Иван И. Твердовский
Призы «Кинотавра» — приз за лучший дебют и приз жюри кинопрокатчиков

«Класс коррекции» kinozal.tv
«Класс коррекции»

Миловидная, умная, решительная девочка (Мария Поезжаева), почти прикованная к инвалидному креслу, переводится с домашнего обучения в общеобразовательную школу — в класс коррекции, где учатся симпатичный эпилептик (Филипп Авдеев), буйный романтик (Никита Кукушкин), карлица (Мария Урядова), девица с синдромом дефицита внимания (Юлия Серина), ее заикающийся брат (Артем Маркарьян) и еще несколько подростков с различными проблемами. А у кого их нет? Да, соревнуются парни не за то, чтобы поносить портфель Лены, а за то, чтобы покатить ее кресло, в остальном же они мало чем отличаются от своих «нормальных» сверстников. Помещая неправдоподобно прекрасную героиню в обстоятельства, которые имеют свойство портиться с каждым поворотом сюжета, Твердовский идет по пути фильмов о «золотых сердцах» Ларса фон Триера. Пройти такой маршрут идеально сложно, но и то, что получается у 25-летнего дебютанта, впечатляет. Подробнее о фильме — https://www.gazeta.ru/culture/2014/06/06/a_6062061.shtml.

Лучший дебют

«Как меня зовут»
реж. Нигина Сайфуллаева
Призы «Кинотавра» — диплом жюри

«Как меня зовут» kinozal.tv
«Как меня зовут»

Подружки приезжают в Крым, чтобы познакомиться с отцом одной из них, и меняются ролями — возникает треугольник, напряжение в котором растет с каждым днем. Та, что выдает себя за дочь, практически с ходу лезет в штаны местному пацану на «девятке». Настоящая дочь, на контрасте, являет собой образец хорошего воспитания — хмурится и на действия подруги, и на грубоватые манеры отца. То, что последнего играет Константин Лавроненко, усиливает ощущение того, что перед нами вывернутое наизнанку «Возвращение» Андрея Звягинцева: очень живое, по-подростковому страстное.

Лучшая мужская роль

«Еще один год»
реж. Оксана Бычкова
Призы «Кинотавра» — приз за лучшую мужскую роль

«Еще один год» kinozal.tv
«Еще один год»

Сценарий этого фильма Любовь Мульменко и режиссер «Комбината «Надежда» Наталья Мещанинова написали по мотивам пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», взяв за основу своей истории развод на почве мнимой измены. Супруги Комар (Алексей Филимонов, приз за лучшую мужскую роль) и Женя (Надежда Лумпова) приехали покорять Москву, но если молодая жена более чем успешно вписалась в мир новых медиа, то молодой муж со своим инженерным образованием бомбит ночами на стареньком «фольксвагене». Ревность здесь оказывается завесой для более фундаментального разлада: Женя с решимостью и жадностью впитывает информацию, наспех выстраивает себе новую идентичность. Комара это раздражает и пугает, он цепляется за свою «самость», но кроме чувственного секса ничего жене предложить не может. Получается отличная социальная мелодрама. Подробнее о фильме — https://www.gazeta.ru/culture/2014/06/04/a_6058665.shtml.

Лучшая женская роль

«Звезда»
реж. Анна Меликян
Призы «Кинотавра» — призы за лучшую режиссуру и за лучшую женскую роль

«Звезда» kinozal.tv
«Звезда»

Новый фильм режиссера «Русалки» Анны Меликян начинается как сатира на жизнь гламурных и тех, что стремятся к гламуру, в Москве. Тридцатилетняя стерва (Северия Янушаускайте, приз за лучшую женскую роль) объясняет правительственному чиновнику, с которым живет и за которого рассчитывает выйти вскоре замуж, почему ей решительно необходимо завести собственный благотворительный фонд. Юная Маша (Тинатин Далакишвили) мечтает о карьере кинозвезды, а пока что устраивается на работу в ночной клуб, чтобы заработать на многочисленные операции: выразительно красивая девушка планирует прижать уши, увеличить грудь, подкачать губы и выпрямить ноги. Связующее два мира звено — сын чиновника (Павел Табаков). В 2014 году фильм о том, как героиня губит себя в угоду некоему стандарту красоты, выглядит, мягко говоря, морально устаревшим. Однако героине Янушаускайте очень вовремя сообщают, что она неизлечимо больна, и начинается совсем другое кино. Камера оператора Алишера Хамидходжаева оттаивает и пристально вглядывается в меняющееся лицо смертницы, а та превращается в человека (за это и заслуженный приз). Финал двусмысленно расставит всех по местам.

Лучшая операторская работа

«Испытание»
реж. Александр Котт
Призы «Кинотавра» — главный приз, приз за лучшую операторскую работу и приз гильдии киноведов и кинокритиков

«Испытание» kinozal.tv
«Испытание»

Красивая девочка с косами живет в одиноко стоящем доме посреди казахской степи. Живет размеренной жизнью: поездки с отцом в кабине грузовика и обратно в седле с уверенным степным ковбоем, потом напротив дома ломается красивый бело-голубой автобус — и под окно начинает приходить кудрявый блондин с фотоаппаратом. Все молчат, к одиноко стоящему дому прилагается одиноко стоящее дерево — поэтический кинематограф во всей своей красе, многократно усиленной за счет операторской работы Левана Капанадзе.

Угадайте, как сделать одиноко стоящее дерево еще более красивым, поэтичным и символичным?

В финале картины будет ответ, даже два. Получая приз за лучший фильм, Александр Котт сказал, что всегда мечтал снять такой фильм. Что ж, ему повезло осуществить мечту, и это хорошо, но при чем тут главный приз и обещание председателя жюри Андрея Звягинцева выбирать кино, говорящее о нашей сегодняшней жизни и реальности? «Испытание» — фильм хорошего вгиковского выпускника, который долгие годы занимался чем придется и, наконец, счастливо сбежал от реальности в сладкий сон о неснятом кино Павла Чухрая.

Специальный диплом

«21 день»
реж. Тамара Дондурей
Призы «Кинотавра» — нет

«21 день» kinozal.tv
«21 день»

Документальное кино в окружении игровых фильмов в конкурсах кинофестивалей — это уже совсем не экзотика: в прошлом году в Венеции победила картина «Sacro GRA» про римскую кольцевую автодорогу, а на «Кинотавре» Виталий Манский получил режиссерский приз и приз критиков за «Трубу». И в уже далеком 2008-м, опять же на «Кинотавре», тот же Манский получил диплом Гильдии киноведов и кинокритиков за «Девственность».

Но «21 день» — это не фильм маститого режиссера, а дипломная работа выпускницы школы документального кино Марины Разбежкиной.

И это не большое кино-исследование, а камерная история, осторожный, тактичный, деликатный взгляд на людей, живущих в пограничном состоянии — зачастую так долго, что она становится обыденной. Герои фильма Тамары Дондурей — пациенты хосписа, места, где, как становится понятно, не умирают, а живут перед тем, как умереть. Живут своей жизнью: знакомятся, перетирают кости новеньким, вспоминают прошлое, ссорятся с родными, мирятся, смотрят на рыб в аквариуме, рассуждают об эвтаназии. Ни ужаса, ни умиления, только внимание к людям, которые на пороге смерти и в 70, и в 94 года сохраняют рассудок и интерес к жизни.

Лучший сценарий

«Еще один год», «Комбинат «Надежда», «Как меня зовут»

Все три фильма достойны призов (см. выше), сценарии ко всем трем писала Любовь Мульменко (к двум — в соавторстве с режиссером «Комбината «Надежда» Натальей Мещаниновой). На фестивале Мульменко осталась без призов.

Менее удачные фильмы

«Велкам Хом»
реж. Ангелина Никонова
Призы «Кинотавра» — нет

«Велкам Хом» kinozal.tv
«Велкам Хом»

Продавец ковров Бабкен (Карен Карагулян) сыграл роль в артхаусном фильме, ездит по международным фестивалям и получает призы, но денег от этого больше не становится, а жена объявляет, что беременна четвертым ребенком. Импульсивная русская (Ольга Дыховичная) расстается с женатым любовником-режиссером, узнает, что продажу ковров доверяют только мужчинам, и пробует свои силы в торговле наркотиками. Друг продавца ковров Гамлет (Ара Воланд) скрывает от соседей и родственников то, что выходит на работу в женском парике, с накладной грудью и в сетчатых колготах. Нью-йоркские армяне не знают, как зарезать барана.

Русскую старушку-гомофоба приходится выдать за притесненное в Советах гей-меньшинство, чтобы ту поселили в квартире мечты.

После «Портрета в сумерках» с ментами, насилием и нетрадиционными воспитательными практиками Ангелина Никонова решила снять комедию про эмигрантов в Нью-Йорке. В том, что получилось, угадывается симпатичное независимое кино о людях с соседней улицы, но приходится продираться сквозь отталкивающий дубляж (к чему этот эффект видеокассеты из 1990-х?) и череду пугающе плохо написанных и сыгранных (хочется верить, что специально, но непонятно зачем) сцен в первой половине.

«Кино про Алексеева»
реж. Михаил Сегал
Призы «Кинотавра» — нет

«Кино про Алексеева» kinozal.tv
«Кино про Алексеева»

Прозябающий на обочине современной российской жизни пенсионер (Александр Збруев) получает телеграмму, выдвигается в Тулу, добывает гитару и оказывается в ночном эфире радиопрограммы, целиком ему посвященной. Оказывается, в советском прошлом он был молодым бардом (Алексей Капитонов), песни которого помнят теперь случайные прохожие, космонавты и лично Андрей Макаревич. Впрочем, флешбэки в прошлое героя, из которых и состоит фильм, обнаруживают не слишком радужную картину:

вел себя как идиот, никого не любил, популярностью не пользовался, славы не снискал, как-то раз сорвался по глупости и вынужден был потом сотрудничать с органами.

Этакий советский Льюин Дэвис — только про героя фильма Коэнов было понятно, что он хорошие песни пишет, а про героя фильма Сегала утверждать подобное оснований нет; про него вообще мало что понятно: скорее рыба, чем мясо. Получается кино о том, что прошлое человеку можно сконструировать любое, особенно когда любишь его. Вот только для любви оснований никаких нет.

«До свидания, мама»
реж. Светлана Проскурина
Призы «Кинотавра» — приз им. Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму

«До свидания, мама» kinozal.tv
«До свидания, мама»

Обычно приз им. Микаэла Таривердиева получает автор саундтрека, но в данном случае жюри решило отметить то, как режиссер обошлась с музыкальным материалом в отсутствие композитора. Увы, никто из опрошенных коллег не смог вспомнить, была ли вообще в картине музыка, не говоря уж о том, чтобы сказать, какая именно. Запоминаются же в этой ленте убедительная игра Александры Ребенок и топтание в материале Льва Толстого — сначала бессмысленное, а ближе к финалу смешное.

Дело в том, что Проскурина сняла очередную версию «Анны Карениной» по сценарию, который написал Василий Сигарев.

Можно, конечно, пофантазировать на тему того, что за фильм снял бы сам драматург и режиссер «Волчка» и «Жить», но в реальности получилась история, которая большую часть времени следует за первоисточником, только фокус перенесен с героини на ее мужа. Который к тому же чаще похож не столько на Алексея Каренина, сколько на князя Мышкина. Так у Сигарева встречаются Толстой и Достоевский. Когда же автор сценария добирается до развязки романа, герой ошарашенно резюмирует: «Дикость какая-то» — и история продолжается.

«Дурак»
реж. Юрий Быков
Призы «Кинотавра» — приз за лучший сценарий и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков

«Дурак» kinozal.tv
«Дурак»

После прошлогоднего «Кинотавра» многие решили, что «Майор» Юрия Быкова был несправедливо оставлен без призов, а сам режиссер довольно резко отзывался о критиках. К фильму о сантехнике (Артем Быстров), который борется за спасение 800 жизней с чиновниками, собственными женой и матерью, а также самими спасаемыми, и кинокритики, и жюри проявили большую благосклонность. По сюжету,

главный герой обнаруживает, что аварийного вида общаге стоять осталось не больше суток — фундамент поплыл, трещины прошили здание навылет.

Вполне себе жанровое начало: фильм-катастрофа в масштабах одного объекта — герой-одиночка пытается донести информацию до ответственных лиц, ответственные лица пытаются понять, что делать, но на пути к спасению людей вместо природных или техногенных факторов встают тотальная коррупция, всепоглощающая жадность и повальное оскотинивание.

Увы, режиссер полагает, что лучший способ достучаться до каждого — это голосить, посыпать голову пеплом и биться в истерике. Поэтому многочисленные антигерои начинают проговаривать вслух правду о своей прогнившей природе: чередуются взаиморазоблачения и исповеди, даже алкоголик, бьющий жену и дочь, считает героя идиотом за то, что тому есть дело до окружающих. А хуже всех жена и мать — их поведение заставляет заподозрить Быкова в мизогинии. Да, кино, в котором утрированно уродливая масса сжирает того, кто пришел спасти ее (евангельские мотивы усугубляют бедственную картину), может встряхнуть. Особенно если лупить зрителя наотмашь. Увы, с переосмыслением жизни шоковые реакции никак не связаны.

«Ч/Б»
реж. Евгений Шелякин
Призы «Кинотавра» — нет

«Ч/Б» kinozal.tv
«Ч/Б»

Сценарий комедии про дружбу народов написал творческий коллектив команды КВН «Махачкалинские бродяги». Что ж, не всякий соцзаказ — зло, зато часто благие намерения ведут известно куда. По сюжету молодой скинхед случайно убивает приятного мужчину по имени Нурик, после чего последний становится ангелом-хранителем первого на пять дней. Националиста сыграл Алексей Чадов, Нурика — интеллигентный грузинский актер Мераб Нинидзе, роль босса условной этнической преступной группировки и вовсе досталась Сергею Маковецкому. Результат — беззубая сказка с кавээновскими шутками про ослов, добрых старцев с ружьями и играющих в мафию провинциальных сотрудников полиции.

«Белая белая ночь»
реж. Рамиль Салахутдинов
Призы «Кинотавра» — нет

«Белая белая ночь» kinozal.tv
«Белая белая ночь»

Из Москвы в Петербург на поиски пропавшего мальчика приезжает частный сыщик, в прошлом сам житель города белых ночей. Представьте теперь, что бывший опер из «Бандитского Петербурга» или «Улицы разбитых фонарей» впал в уныние и встречается с одинаково понурыми людьми, а те в нагрузку к скупой информации о деле выдают пространные пассажи о тоске, хмури и хмаре, сыре и колбасе, которые уже не те, и «Киевском» торте, что становится для них прустовским печеньем «Мадлен». А говорят они все с интонацией персонажей «Соляриса» Тарковского. Если вам представилась комедия, ударьте себя по щекам и разбейте окно или зеркало. Фильм про Петербург как белую дыру снял пятидесятилетний выпускник мастерской Алексея Германа-старшего и Светланы Кармалиты. Это его второй полнометражный фильм: четыре года назад был «Которого не было», еще четырьмя годами ранее — мини-сериал «Кружение в пределах кольцевой». Результат все тот же: наивное философствование о человеке, времени и пространстве под предлогом детективной истории.

«Спроси меня»
реж. Вера Харыбина
Призы «Кинотавра» — нет

«Спроси меня» kinozal.tv
«Спроси меня»

Актеры-первокурсники переодеваются в гастарбайтеров, а также студента и столичную театралку, чтобы произнести перед камерой монологи реальных приезжих. Потешно растягивают слова, имитируют акценты, таращат глаза и всячески изображают умильных иногородцев и инородцев. Более фальшивое кино сложно придумать.