Пенсионный советник

До и после субботы

Первый канал начинает показ мини-сериала «Мотыльки», посвященного жизни одной семьи на фоне чернобыльской трагедии

Игорь Карев 23.04.2014, 18:27
Кадр из сериала «Мотыльки» 1tv.ru
Кадр из сериала «Мотыльки»

Первый канал начинает показ мини-сериала «Мотыльки», в котором одна семья стала символом трагедии в Чернобыле, случившейся 28 лет назад.

Вечером в пятницу, 25 апреля 1986 года, две сестры — старшеклассница Аля (Мария Поезжаева) и Марьяна (Евгения Лоза) — едут на машине из Киева в Припять, но засветло добраться не успевают из-за поломок. В первый раз им помогает доброжелательный милиционер, а во второй машина останавливается прямиком у Чернобыльской АЭС — и сестры становятся свидетелями взрыва четвертого энергоблока. Это взрыв разделит их жизнь и жизнь членов их семьи на две неравные части.

До аварии у Али были ссоры с преподавателем о русской литературе и мечты о «вареных» джинсах. У Марьяны был жених, врач Игорь (Артём Ткаченко). У их отца майора-вертолетчика Николая Широкова (Андрей Казаков) — служба в мирное время недалеко от большого столичного города.

В следующие несколько дней все поменяется. Марьяна получит огромную дозу радиации и останется в городе помогать раненым. Отец погибнет во время разведывательного вылета к горящему реактору. А Аля встретит Павла (Юрий Борисов) – солдата, который вместе с другими срочниками работал на крыше четвертого блока. Они полюбят друг друга и проведут в неизбывном счастье в опустевшем городе всего один день.

Первый канал начинает показ четырехсерийного фильма «Мотыльки» — это российская премьера мини-сериала украинской студии Film.UA, приуроченная к 28-й годовщине трагедии на Чернобыльской АЭС.

Поставил «Мотыльков» режиссер Виталий Воробьев. До этого он делал относительно крепкие военные драмы и сериалы: в его фильмографии «Баллада о Бомбере» по Михаилу Веллеру, мини-сериал «Сильнее огня», экранизация повести Игоря Акимова «Легенда о малом гарнизоне» и «Десантура» — рассказ о российских десантниках с Егором Бероевым в главной роли.

На этот раз Воробьев взялся за смежную тему и постарался раскрыть ее по-военному скупо.

Кадр из сериала «Мотыльки». Источник: 1tv.ru
Кадр из сериала «Мотыльки». Источник: 1tv.ru

Мини-сериал впервые шел по телевидению еще год назад, в апреле 2013-го, но только на Украине, на территории которой и осталась после распада СССР чернобыльская зона отчуждения. За год на фильм накопилось множество отзывов — в основном благожелательных, но мимо слишком вольного обращения сценаристов с реальными фактами зрители, разумеется, не прошли:

так, например, вертолет разбился у АЭС много позже самой аварии, во время монтажа саркофага.

Понятно, что почти невозможно сделать художественный фильм о реальной трагедии — тем более недавней — без некоторой доли вымысла. Фабула фильма Александра Миндадзе «В субботу» основана на тех же чернобыльских событиях, но место действия не было обозначено прямо — это дает возможность режиссеру избежать излишней документальности и показать безмятежный фатализм и высший рок неизбежного.

Делай что угодно — все равно произойдет, что должно.

Авторы «Мотыльков» тоже отказались от прямого документирования событий и свели множество отдельных трагедий разных людей в трагедию одной семьи.

В рамках этого приема на своих местах оказываются потерявшие голову от любви солдат-срочник и молодая девушка, разбившийся вертолет, успевшие добраться до Припяти мародеры и даже сломавшаяся в момент взрыва рядом с четвертым энергоблоком машина. Все замыкается на членов этой семьи, которая становится символом всех ликвидаторов — и погибших, и живых.

Но как раз такой концентрацией боли искупаются все огрехи сюжета «Мотыльков». Вряд ли сериал будут смотреть ради компьютерных кадров взорвавшейся станции или других спецэффектов. За исторической достоверностью в таких случаях обращаются обычно к кинодокументалистам — они и людей опросят, и при необходимости нарисуют схемы, как все было, да еще и с комментариями научных экспертов. Художественному кино нужны эмоции, которыми «Мотыльки» обеспечивают зрителей в полной мере, восполняя их недостаток на отечественном телевидении и запасая впрок — на будущее, когда для показа чувств будут выбраны совсем другие темы.