Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Искусствоведы в штатском

На фестивале «Золотая маска» в марте покажут пять опер и десять балетов

Кирилл Матвеев 06.03.2014, 12:31
Балет «Майерлинг» на музыку Франца Листа. Императрица Елизавета — Наталья... Михаил Логвинов
Балет «Майерлинг» на музыку Франца Листа. Императрица Елизавета — Наталья Крапивина, Рудольф — Сергей Полунин

В мартовской музыкальной афише фестиваля «Золотая маска» будут показаны хор кассирш из супермаркета, клубная вечеринка с «грязными танцами», восстание масс во Франции и самоубийство наследника престола.

Немолодые женщины в синих фирменных фартуках 8 марта будут рядком сидеть на сцене Центра имени Мейерхольда. Это опера «Хорошего дня» — показ внеконкурсной программы «Маски», не всегда веселая современная музыка «для 10 кассирш, звуков супермаркета и фортепиано», как сообщают создатели гастрольного литовского спектакля. На указанном музыкальном инструменте играет, точнее бренчит, охранник. А труженицы торговли сжимают в ладонях свой рабочий инструмент — устройства для сканирования штрихкода. Жизнь этих женщин объединена конвейерной монотонностью процесса, различающегося лишь суммами полученных от покупателей денег. Списки покупок и реклама скидок становятся текстами женского хора, подчеркивая однообразие производственных будней. Но в шаблоне социальной функции не совсем теряются отдельные личности с разными характерами. Люди, которые поют о себе. Кто о чем: о воспитании детей без мужа, о жизни на пенсии и пропадающем дипломе искусствоведа, о разлуке с родными и близкими, подавшимися на заработки в далекие страны.

«Хорошего дня» — это рефрен женских монологов и фраза, исполненная вежливого служебного формализма: ее безлично, на автоматизме, произносят вслед заплатившим покупателям.

«Пламя Парижа» Михайловского театра
«Пламя Парижа» Михайловского театра

Балет «Пламя Парижа» из Михайловского театра (18 марта в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко) — полноправный участник конкурсной программы. Главный балетмейстер театра Михаил Мессерер восстановил (а где не было возможности реконструкции, тактично досочинил от себя) старый советский балет про французскую революцию 1789 года, с драками на шпагах, аранжированными «под ноги» старинными мелодиями вкупе с революционными песнями, пакостными, но и галантными аристократами.

И с наивно-очаровательным, когда пляшет, но грозным в гневе народом.

Народные танцы, как и финальное классическое па-де-де, вовлекают и сценическую толпу, и публику в недра исторических интриг и классовой борьбы, воссозданной, впрочем, по любимым публикой канонам сюжетно-костюмного балета.

Балетоманы столицы и окрестностей съедутся 6 и 7 марта в Музыкальный театр, чтобы увидеть одного из лучших танцовщиков Европы Сергея Полунина в полном сценической роскоши балете «Майерлинг». Исполняя партию австрийского кронпринца Рудольфа, застрелившегося в XIX веке вместе с любовницей в местечке под названием Майерлинг, Полунин убеждает как горящими глазами титулованного наркомана, так и технически бесшовным классическим танцем, на который этот премьер большой мастер. Меломаны 23 марта обязаны со всех ног побежать в то же здание на Большой Дмитровке, чтобы услышать пермский оркестр Теодора Курентзиса, своеобразно играющий Моцарта на уровне мировых стандартов, и увидеть очень неплохую пермскую постановку «Свадьбы Фигаро» (копродукция с Festspielhaus Baden-Baden), действие которой в прямом и переносном смысле происходит в раю. Во всяком случае, голоса некоторых европейских и российских вокалистов, задействованных в спектакле, и впрямь могут быть райскими.

«Итальянка в Алжире» Московского академического Музыкального театра
«Итальянка в Алжире» Московского академического Музыкального театра

Кроме перечисленного, нас ожидают: опера «Итальянка в Алжире» (Музыкальный театр, 19 марта) — упоительное сочетание музыки Россини и Максима Миронова, тенора с международной известностью, чей дивный голос — сокровищница мужских колоратур.

Опера «Холстомер» в Камерном театре имени Покровского (19 и 20 марта) — современный композитор Владимир Кобекин и щемящая философическая мудрость Толстого; одноактные балеты из Новосибирска и Екатеринбурга — смесь стилей от европейского академизма XIX столетия до поисков наших дней; и «Тристан плюс Изольда. Фрагменты» в виде современного танца (Камерный балет «Москва» в Центре Мейерхольда, 27 и 28 марта) — с вагнеровской музыкой «живьем» и яростной самоотдачей исполнителей.

Танцевальный проект «House» (в Театре наций) приедет в Москву 15 и 16 марта в рамках нового проекта «Контекст», посвященного актуальному зарубежному театру. Артисты израильской компании L-E-V демонстрируют чувственный и дерзкий поток того, что одни назовут клубными танцами и напористым рейвом, а другие — нарочито дурацкими, клоунскими, роботоподобными движениями и карикатурными гамбитами, напоминающими о воображаемом танце воображаемых инопланетян. Танцовщики двигаются так, словно их бьют хлыстом, и от ударов приходится уворачиваться изо всех сил.

В этом же «Контексте» и на той же сцене 31 марта и 1 апреля пройдут гастроли американской компании L.A. Dance Project.

Это труппа танцовщика и хореографа Бенжамина Мильпье — хореографа фильма «Черный лебедь» и будущего руководителя балета Парижской оперы. Три одноактных балета в афише: балет самого Мильпье «Reflections» (что-то на тему воссоединения и расставания), сочинение Мерса Каннингема и Роберта Раушенберга «Winterbranch» (под звук пепельницы, царапающей зеркало, и трения деревянным бруском о китайский гонг), а также балет Уильяма Форсайта «Quintett» — полная острых углов движенческая скорбь хореографа по умиравшей жене-балерине.