Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Полярные оценки

Обладателем Гран-при кинофестиваля в Тромсё стал японский фильм «История Ийи»

Победой японской «Истории Ийи» завершился фестиваль в норвежском Тромсё — самый северный кинофестиваль Европы, ставший важным элементом здешней городской среды. Россию на нем в этом году представили «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко и «Иуда» Андрея Богатырева.

В программе Международного кинофестиваля в Тромсё участвовали несколько фильмов, о которых уже было написано немало лестных слов, но завершился он победой картины молодого японского режиссера Тэцуйтиро Цуты «История Ийи» («The Tale of Iya»). Снятую на 35-миллиметровую камеру медитативную ленту о людях, которым долгое время удавалось скрываться от наступления большого мира, жюри предпочло и популярной среди критиков «Небраске» («Nebraska») Александра Пейна, и мощной документальной «Нарко Культуре» («Narco Cultura») Шола Шварца, и спродюсированной Фридриком Тором Фридриксоном картине «О лошадях и людях» («Hross í oss») Бенедикта Эрлингссона.

Ранее «История Ийи» была показана вне конкурса на Токийском кинофестивале, где ее разглядели немногие:

Ийя — долина в японской глуши, где герои фильма живут в отрыве от XXI века, пока он не вторгается в их жизнь в виде планов строительства тоннеля и протестующей группы защитников природы.

На этом материале Тэцуйтиро Цута снял не социально-политический триллер, а поэтическое кино о месте человека в природе.

Приз международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI достался картине британского поляка Павла Павликовского «Ида» («Ida») — истории травмирующих открытий правды о событиях Второй мировой войны. Приз «Дон Кихот» ассоциации киноклубов присудили документальной картине Гуниллы Брески «Я останавливаю время» («Jag stannar tiden»), посвященной фотографу и оператору Владиславу Микоше. Зрители проголосовали за фильм «О лошадях и людях».

О таких фестивалях, как тот, что проводится в Тромсё, интереснее говорить не в контексте наград, а в контексте создаваемой ими среды. В этом году был побит рекорд посещаемости: в маленьком городе продали более 60 тыс. билетов. Сравнивая фестиваль в заполярном норвежском городе с сопоставимыми по количеству фильмов и гостей международными кинофорумами в Хёгесуне и Бергене, местные журналисты и зрители постоянно говорят о том, что

особая атмосфера создается здесь благодаря вовлеченности местных жителей, которые заполняют залы на любых показах и даже смотрят кино на площади (в январе и за Полярным кругом).

Разумеется, чтобы люди заполняли залы, нужно предложить им нечто, что их заинтересует. Президента фестиваля Марту Отте хвалят за то, что фестиваль не собирает фильмы по принципу «все, что понравилось и досталось», но формирует собственную точку зрения на кино, фокусируется каждый год на какой-нибудь теме, выстраивая событие вокруг нее, исследует регионы. Так, в этом году в фокусе оказался Курдистан.

Постоянно в зону внимания входят север Скандинавии и соседи, включая Россию.

В этом году три фильма составили костяк программы «Восточный горизонт»: это «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко и «Иуда» Андрея Богатырева.

Дополняли их «Августовские дураки» («August Fools») из Финляндии и грузино-германо-французские «Длинные светлые дни» («Grzeli nateli dgeebi») Наны Эквтимишвили и Саймона Гросса. Не слишком оригинально изложенные истории школьного учителя и новозаветного антигероя не заинтересовали критиков.

Зато «Небесные жены» приятно удивили некоторых из них: «ни на что не похожее кино», «пограничный юмор».

Также состоялся специальный показ «Дома на Трубной» Бориса Барнета — живое музыкальное сопровождение дозвуковой картине 1928 года обеспечивал сборный квартет норвежских и российских музыкантов: Бернта Симена Лунда из Тромсё (виолончель и руководитель оркестра), его земляка Эрика Стифьеля (ударные и электронные инструменты), Екатерины Ефремовой из Мурманска (вокал и гитара) и живущего в Германии Аркадия Шилклопера (духовые инструменты). Билетов было не достать.

Новости и материалы
«Никаких препятствий нет»: адвокат Яна Абрамова — об ограничении доступа в квартиру для Алсу
Инцидент с CrowdStrike вынудил Microsoft пересмотреть подход к безопасности
Попросивший убежища итальянский журналист хочет получить паспорт России
Появилось первое видео с места крушения истребителя Су-34 в Волгоградской области
Орбан признал политику России логичной, а Запада — нерациональной
Владелец Jetour X70 Plus пожаловался на проблемы с автомобилем
В Красноярске полуторагодовалый мальчик выжил после выпадения из окна восьмого этажа
Российская велогонщица осталась без медали на Олимпиаде
Распространенные бактерии из полости рта уничтожают рак, выяснили ученые
В Днепре произошла серия взрывов
Названы 5 лучших компактных смартфонов в 2024 году
Макрона освистали на церемонии открытия Олимпийских игр
В Петербурге пройдет парад на День ВМФ
«Жуткая мерзость»: Вяльбе об открытии Олимпийских игр — 2024
Chery выпустила гибридный кроссовер Fulwin T10
Петербурженку прокатили на капоте из-за спорного места на парковке
В Ростове-на-Дону произошел пожар на полигоне бытовых отходов
В Китае заявили, что США действуют «как гегемон»
Все новости