Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Как прежде по-новому

В Центре современного искусства «Винзавод» прошел вечер вернисажей

В Центре современного искусства «Винзавод» прошел вечер вернисажей — одновременно открылись несколько выставок.

В те времена, когда ЦСИ «Винзавод» только выходил на «проектную мощность», предполагалось, что открытие здешних выставок будет носить фестивальный характер. Поначалу галереи приводили свои планы к общему знаменателю, подстраиваясь под единую вернисажную дату, однако соблюдать такой график удавалось все реже.

И вот в нынешнем декабре решено было напомнить о прежней традиции: к вечеру вернисажей, проводимому совместно с арт-ярмаркой Viennafair, большинство обитателей «Винзавода» подготовили новые экспозиции.

Правда, абсолютной чистоты жанра достичь все же не удалось — к примеру, галерея «Проун» не стала менять свою многодельную и довольно давно уже открытую выставку «Есть метро!», посвященную оформлению столичной подземки в 1930–1950-е годы. Но премьеры преобладали.

Некоторые из них демонстрировались на пленэре. Так, Pecherskiy Gallery вынесла на винзаводовскую площадь инсталляцию Леонида Тишкова «Частная луна. Посвящение Уильяму Блейку» — на специально сооруженном бревенчатом помосте разместился электрический месяц, который автор не первый год эксплуатирует в качестве реквизита.

В минувшем октябре именно этот проект оказался в центре скандала с выставкой коллекции Газпромбанка в венской галерее Альбертина: солидаризируясь с участниками гринписовской акции, Тишков потребовал снять свои работы из экспозиции.

В память о том событии в антураже нынешней «Частной луны» некоторое время присутствовал ряженый белый медведь с плакатом «Save the Arctic».

Впрочем, по понятным климатическим причинам активность на свежем воздухе была не слишком высокой. Публика предпочитала побыстрее оказаться в помещениях галерей, где ее ожидали выставки различного толка. Скажем, галерея 11.12 демонстрировала рентгенограммы Василия Слонова из проекта «Друзья детства», в котором иронически обыгрывались всевозможные литературные сюжеты, а также новые работы автора из серии «Welcome! Sochi 2014», наделавшей много шума в уходящем году.

Галерея «Риджина» представила выставку Алексея Каллимы «Серые будни. Яркие мечты», где холсты на тему унылой московской повседневности сопрягались с идиллической композицией про воображаемый парк культуры и отдыха, надстроенный над Спартаковской площадью.

«Город-сад» в исполнении Каллимы получился столь игрушечным и неправдоподобным, что у зрителей не могло не родиться подозрение: художник все же предпочитает суровые будни бесплодным мечтам. Живопись представлена и в галерее pop/off/art: Кирилл Челушкин демонстрирует здесь свои крупногабаритные произведения, не связанные общей концепцией, но подразумевающие определенную цельность авторского мировосприятия.

Молодежный дуэт Сони и Марка Уайтсноу (под заграничным псевдонимом кроются фотографы из города Кирова) показал в Grinberg Gallery выставку с затейливым названием «Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малюка».

Нарочито гламуризованные кадры из жизни тинейджеров наводят на мысль, что Соня и Марк подразумевали здесь сатиру на сегодняшние образы «красоты» и «крутизны», бытующие среди подростков. Ощутимые сатирические интонации присутствуют и в проекте Михаила Батина «Вы можете не умереть», который демонстрируется «Культурным альянсом» Марата Гельмана.

Развешанные по стенам белые холсты с лаконичными лозунгами вроде «Старение убивает» и «Что ты сделал для бессмертия?» якобы призваны будоражить мечту человечества о вечной молодости, но сарказм, естественно, не скрывается. Галерея XL показывает проект «Носители» легендарного концептуалиста Андрея Монастырского — его инсталляции довольно минималистичны и чрезвычайно загадочны, что усугубляется отсутствием этикеток и каких-либо комментариев. А вот Frolov Gallery выступила в понятном и традиционном жанре «групповая выставка художников галереи», соединив в общем пространстве работы Ральфа Касперса, Клаудии Рогге, Рауфа Мамедова, Наталии Нестеровой. В данном случае можно говорить еще и о своеобразном «дембельском аккорде», поскольку в наступающем году галерея собирается съехать с «Винзавода». Место новой дислокации пока не афишируется.

Нельзя сказать, что вечер вернисажей получился уж очень фееричным и праздничным, однако атмосфера богемного воодушевления все же возникла. Похоже, что ЦСИ «Винзавод» пребывает сейчас в фазе острого желания взбодрить местную ситуацию. Правда, экспериментальных форм пока не предложено, формат событий остается более или менее привычным, даже театральное представление «27 и точка» режиссера Кирилла Серебренникова, увенчавшее вечер, воспринимается как нечто привычное для здешнего уклада. Но что-то подсказывает, что дойдет дело и до экспериментов.