Пенсионный советник

Из творческих соображений

Режиссер Константин Богомолов подал заявление об уходе из МХТ

Алексей Крижевский, Татьяна Сохарева, Игорь Карев 25.11.2013, 17:05
Режиссер Константин Богомолов Владимир Федоренко/РИА «Новости»
Режиссер Константин Богомолов

Константин Богомолов подал заявление об уходе из МХТ после того, как руководство театра потребовало внести изменения в его спектакль «Карамазовы».

Режиссер Константин Богомолов уйдет из Московского художественного театра (МХТ), где он занимает должность помощника художественного руководителя, после премьерных показов спектакля «Карамазовы». Его заявление об уходе уже подписано Олегом Табаковым, но покинет МХТ Богомолов только после премьеры спектакля, которая намечена на 26 ноября.

Причиной увольнения стал конфликт во время первых показов постановки, из-за которого был отменен прогон, назначенный на воскресенье, 24 ноября.

«Художественный руководитель посмотрел, высказал конкретные замечания, — сообщил «Газете.Ru» источник в МХТ. — В частности, про длительность — спектакль шел более пяти часов. Табаков предложил сократить». По словам источника, Богомолов попрощался с артистами до вторника, а затем сделал заявление.

«С прискорбием сообщаю об отмене прогонов и премьеры в связи с требованием театра внести в спектакль изменения, требующие перестройки спектакля и существенного времени для дополнительных репетиций», — написал режиссер в фейсбуке в этот день. Позже Богомолов сообщил, что следующий прогон пройдет по графику.

Премьера «Карамазовых», которая должна пройти во вторник, 26 ноября, также состоится в намеченные сроки.

Как пояснили в МХТ, режиссер сам не вправе отменять спектакль, по общепринятой практике заключения договоров это может сделать только театр. По информации «Газеты.Ru», премьера пройдет в том виде, в котором ее подготовил режиссер.

«Дальнейшей доводкой спектакля я заниматься буду, но исключительно из творческих соображений», — рассказал Богомолов «Газете.Ru».

«Судьба спектакля не под угрозой, она будет определяться театром в соответствии с тем, насколько он будет успешен, удачен. Речи о вмешательстве театра в спектакль сейчас нет», — рассказал режиссер РИА «Новости».

«Карамазовы» — трехактный спектакль по роману Достоевского «Братья Карамазовы», работу над которым в МХТ Богомолов начал около полугода назад. Для режиссера, если судить по двум его предыдущим работам — «Лир. Комедия» (в питерском «Приюте комедиантов») и «Идеальный муж. Комедия» (в МХТ), — характерно довольно радикальное отношение к тексту первоисточника.

Про «Карамазовых» известно, что при сохранении всех основных линий романа постановщик населил действие огромным количеством дополнительных персонажей и переиначил героев.

Алешу играет Роза Хайруллина, старца Зосиму — мастер Йода, который вместе с хором Дартов Вейдеров исполнит песню «Этот мир придуман не нами», на сцене также, как анонсировал режиссер в своем фейсбуке, появляются некий «Москва-Париж», механические менты и брат Иван в образе сказочного царевича.

Предыдущие две работы Богомолова вызвали широкий резонанс, в том числе и до своих премьер. Так, «Лир. Комедия», в котором изрядно препарированное действие Шекспира перенесено в 1944–1945 годы, сопровождалась шквалом критики, в основном с позиции «очернения истории отечества» и «неуважения к классике». «Идеальный муж...» о любви министра резиновых изделий к певцу русского шансона по Оскару Уайльду в МХТ вообще стал, вероятно, самой громкой премьерой минувшего сезона — и, по информации «Газеты.Ru», самым кассовым спектаклем текущего репертуара МХТ.

Этот спектакль принес Богомолову три номинации на «Золотую маску-2014», в том числе в самой престижной категории «За драматический спектакль большой формы».

«Богомолов — талантливый режиссер, — прокомментировал ситуацию «Газете.Ru» театральный критик, попросивший об анонимности. — Когда он может усмирить собственную фантазию, поставить перед собой рамки и не придумывать текст от себя, тогда получаются дельные вещи, как, например, спектакли «Старший сын» и «Событие». А вот «Идеальный муж» представляется мне капустником, бессмысленным и графоманским».

Спектакли Богомолова регулярно номинируются на главную театральную награду страны. За пять лет работы в Театре-студии Олега Табакова в короткий список «Маски» попадали его «Wonderland-80» (2010) — симбиоз повести Сергея Довлатова «Заповедник» и сказки Льюиса Кэрролла «Alice in Wonderland», «Старший сын» по пьесе Вампилова (2008). Внимания отборщиков удостаивались и упомянутый «Лир» (2011), и «Год, когда я не родился» по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря» (2012). Кроме того, Богомолов поставил «Процесс» по Кафке (2007), «Событие» по Набокову (2012), «Повар-вор, его жена, близнецы и зеленый любовник» (2005) и «Театральный роман, или Записки покойника» (2007) (оба — Театр имени Гоголя), «Ифигения в Авлиде» (2005) и «Муми-тролль и комета» (2006) в театральном центре «На Страстном», работал в Театре имени Маяковского, на Малой Бронной.

После ухода из МХТ Богомолов планирует представить постановку по рассказу Владимира Сорокина «Настя» в пространстве Artplay. Кроме того, в ближайшее время режиссер начнет работать в Варшаве над постановкой по сорокинскому же «Льду», а затем поедет во Франкфурт-на-Майне. «Есть приглашения от московских и европейских театров. Работа продолжится», — цитирует его слова агентство РИА «Новости».