Пенсионный советник

Собачья смерть

Вышел боевик Call of Duty: Ghosts — ежегодное обновление известной франшизы компьютерных игр

Егор Москвитин 15.11.2013, 12:57
callofduty.com

Вышел боевик Call of Duty: Ghosts — самый поучительный провал игровой индустрии этого года.

Самые кассовые фильмы последних тринадцати лет — сиквелы и триквелы; исключение — вышедший в 2009 году «Аватар», но и он скоро станет франшизой. В игровой индустрии — та же история: здесь есть ряд серий, обновляющихся раз в год и, подобно знаменитому игровому герою Марио, собирающих все золотые монетки на своем уровне. До середины нулевых ежегодный темп могли держать лишь спортивные симуляторы (NHL, Madden NFL, FIFA) и гонки (Need for Speed), и им это прощалось: как-никак они должны были соответствовать новостям спорта и автопрома.

Прочие прибыльные игровые серии: боевики Call of Duty, Medal of Honor и Battlefield, акробатические экшны Prince of Persia и Assassin's Creed, спецназовские симуляторы Splinter Cell и Ghost Recon — старались не попадаться на глаза игроку чаще чем раз в два года. Эпопея GTA, если не считать небольших дополнений и версий для карманных устройств, и вовсе делала пятилетние паузы. В 2008 году вышла серия GTA IV о славянской братве в Нью-Йорке, в 2013-м — голливудское шоу GTA V. Воздержание принесло свои плоды: игра заработала $1 млрд за считаные дни, опередив все на свете фильмы, книги и музыкальные альбомы, а заодно и предыдущего рекордсмена — стрелялку Call of Duty: Black Ops II. Но конкуренты играть по правилам GTA не умеют.

Новые выпуски той же Call of Duty происходят ежегодно, в разработке участвует хоровод непонятных подрядчиков, качество скачет, репутация летит в тартарары.

В 2013 году геймеры решили сказать этому всему нет. Издатели Call of Duty: Ghosts якобы по ошибке преждевременно отчитались о заработанном за день миллиарде. А вместо него получили шквал негативных рецензий от журналистов и настоящий вотум недоверия от игроков. Когда-нибудь что-то подобное может произойти и с киноиндустрией, и тем интереснее разобраться, что же случилось.

callofduty.com

Сценарий для Call of Duty: Ghosts написал Стивен Гейан — лауреат «Оскара» за фильм «Траффик», который то ли выступил в роли свадебного генерала, то ли не заметил прорыва в драматургии, случившегося в игровой индустрии за последние лет семь.

Начинается у него все с атаки латиноамериканского спецназа на МКС. Перебив космическую охрану, звездный десант начинает бомбить Северную Америку. Главный герой, подросток, встречает апокалипсис, гуляя в лесу с братом и отцом. Все трое выживут, спустя десять лет возглавят американское сопротивление южным соседям — какому-то немыслимому союзу Бразилии, Аргентины, Мексики и всех-всех-всех — и возродят США из пепла. Попутно будет разыгран миллион трогательных семейных сцен в духе патриотического кино типа «Красного рассвета». Папа окажется генералом армии и основателем элитного офицерского клуба, суровое спартанское воспитание объяснится интересами державы, а предатели нации будут наказаны по всей строгости революционного времени.

Вдохновение для уровней Call of Duty, вышедшая пятнадцать лет назад из шинели военных фильмов Спилберга, по-прежнему черпает в большом кино.

«Миссия невыполнима: Протокол Фантом» научила персонажей игры бегать по стенам зданий. Трейлер «Гравитации» — парить в безвоздушном пространстве. «007: Координаты «Скайфолл» — воевать в стеклянных неоновых небоскребах. «Команда А» — управлять пикирующим с огромной высоты танком. Прочие идеи были позаимствованы из конкурирующего боевика Battlefield, чья четвертая серия вышла совсем недавно и оказалась на порядок технологичнее и состоятельнее в плане сюжета. Недолгая экскурсия по постапокалиптической Калифорнии — реверанс в сторону могучей игры Last of Us. Все прочие перестрелки, погони, секретные операции и масштабные наступления — неизбежный повтор сцен из архивов Call of Duty, насчитывающей уже десять выпусков.

Главная оригинальная идея — привязать к герою трогательную овчарку — оказалась издевкой: псина появляется минут на двадцать и быстро исчезает, виновато махая хвостом.

При этом весь последний год четвероногий друг преподносился как главный символ проекта.

callofduty.com

Другими словами, регулярно играющие в игры люди не любят Call of Duty примерно за то же, за что у киноманов принято ругать режиссера Федора Бондарчука: за хвастовство (обещали заработать миллиард за один день), пафос (разработчики считают себя не то Майклом Бэем, не то реинкарнацией Тони Скотта), претензии (зачем-то позвали оскароносного сценариста), могущество (на одни рекламные ролики с Меган Фокс потратили бог знает сколько денег) и легкую недобросовестность (воруют идеи и образы отовсюду).

Долгие годы издатели вероломно пользовались тем, что упертые геймеры, даже ругая Call of Duty, все равно упрямо ее покупали, а случайные игроки и вовсе не замечали изъянов серии.

В 2013-м баланс сил на рынке изменился: и спонтанной, и фанатичной аудитории отныне будет гораздо уютнее в игре Battlefield 4. Там и графика неотличима от кино (при условии, что у этого кино бюджет десяти «Аватаров»), и история звучит убедительнее, и пиротехнических аттракционов больше, и многопользовательские режимы цельнее. А весной выйдет блокбастер Titanfall — игра во всех смыслах следующего поколения.

callofduty.com

Деспотичная, но при этом ленивая Call of Duty, таким образом, доигралась до первых народных волнений. Скорее всего, до ее свержения остается год-два. Упомянутым в начале статьи тринадцати блокбастерам есть о чем подумать.