Пенсионный советник

Четыре по шестьдесят

В прокате «Starперцы» с Робертом Де Ниро, Майклом Дугласом, Морганом Фрименом и Кевином Кляйном

Владимир Лященко 18.11.2013, 08:11
__is_photorep_included5754441: 1

Роберт Де Ниро, Майкл Дуглас, Морган Фримен и Кевин Кляйн отправляются в Лас-Вегас на мальчишник — в прокат вышла комедия «Starперцы».

Преуспевающий делец лет шестидесяти Билли (Майкл Дуглас) звонит друзьям детства, чтобы сообщить важную новость. «Рак, простата, сердце?» — пытаются угадать перенесший инсульт Арчи (Морган Фримен) и обладатель титановых бедра и колена Сэм (Кевин Кляйн). Все мимо — Билли женится на красотке вдвое моложе его. Выдав первую, но далеко не последнюю порцию шуток про возраст невесты, товарищи обещают устроить жениху выдающийся мальчишник. Разумеется, в Лас-Вегасе. Остается только вытащить еще одного участника «Четверки из Флэтбуша» (парни росли в Бруклине 1950-х), но Пэдди (Роберт Де Ниро) уже год не покидает квартиру и слышать не желает о Билли.

Само собой, все четверо попадут в Вегас, где их будут ждать казино, юные девицы, алкоголь и прочие искушения.

Уставшему от семейной жизни Сэму, например, жена напоминает: «Что происходит в Вегасе, остается в Вегасе» — и выдает в поездку презерватив и таблетку виагры.

Но «Starперцы» (в оригинале — Last Vegas, то есть примерно «Последний Вегас») не превращается в «Мальчишник в Вегасе» для тех, кому за шестьдесят, а удерживается на границе между экспозицией ревматизма на фоне загорелых тел и лирической попыткой приободриться перед лицом старости.

Бывалые парни (называть этот состав стариками невозможно) судят конкурсы бикини и налегают на водку с энергетиками (удивительно, но до наркотиков дело не доходит), словно выполняют норматив, отрабатывают обязательную программу. Однако искреннее удовольствие получают, только когда слушают в пустом баре свою сверстницу Диану, обладательницу проникновенного голоса и обезоруживающей улыбки. Ее сыграла Мэри Стинбёрген, которой после 1980-х и 1990-х (там были и «Оскар» за «Мелвина и Говарда», и роли в «Регтайме», «Назад в будущее 3» и «Никсоне») редко достаются заметные роли в кино.

Роль в непритязательной комедии превращается в маленький звездный час.

В отсутствие резвых сюжетных поворотов фильм неспешно движется от одного разговора к другому так, что каждая прогулка с Дианой, к которой поочередно сбегают Билли и Пэдди, наглядно свидетельствует: в одном ее прищуре больше жизни, чем в целом походе в ночной клуб.

И она слишком хороша, чтобы остаться на обочине этой истории, а это важнее, чем клише романтических комедий.

Сценарист Дэн Фогельман (мультфильмы «Тачки», «Вольт», «Рапунцель: Запутанная история», комедии «Эта — дурацкая — любовь» и «Проклятие моей матери») не удивляет и не разит искрометными шутками, но проявляет достойную похвалы сдержанность.

Да, написанная им реальность вовсю подыгрывает героям: освобождает пентхаус от звездного рэпера, благоволит за карточным столом и не карает за злоупотребления, — в этом Лас-Вегасе сбываются мечты вечных подростков.

Спасает то, что этим героям хочется подыграть.

Режиссеру Джону Тёртелтаубу («Пока ты спал», «Феномен», «Инстинкт», «Сокровище нации», «Ученик чародея») недостает стиля, но он справляется с тем, чтобы происходящее не превратилось в постыдный аттракцион.

И каждый из вверенных его руководству актеров добросовестно исполняет свою партию, особенно когда перестает хорохориться и по-честному пропускает через себя прожитые годы.

«О, прекрасный принц явился: мне думалось, ты будешь повыше», — подшучивает над героем Де Ниро новая знакомая. Тот грубоват, печален, но позже напомнит о боксерском кинопрошлом, а в сцене с участием мужских плавок поставит «ноль» собственным комедийным похождениям последних лет.

Фримен играет воплощенные добро и благородство. Кляйн отвечает за чудаковатость. Дуглас — за самоуверенную маскулинность с переходом в мачизм.

«Не так уж ты и неотразим, как тебе кажется», — сообщает его герою Диана, а тот улыбается, потому что хватает оснований считать иначе.

Фильмы, в которых заслуженных и народных артистов собирают, чтобы эксплуатировать ностальгические чувства зрителей постарше, можно выделить в отдельную категорию. Изредка они оказываются искренними встречами старых друзей. Чаще сложно отделаться от ощущения, что участникам стыдно за происходящее. В данном случае ожидания оказываются настолько занижены синопсисом, что, когда полноправные члены лиги выдающихся джентльменов не кривляются, а просто хорошо проводят пару экранных часов, чувство благодарности можно принять за что-то большее.