Пенсионный советник

Танцы под башнями

В субботу в Кремле пройдет гала-концерт звезд мирового балета

Кирилл Матвеев 27.09.2013, 21:33
__is_photorep_included5672297: 1

На сцену Кремлевского дворца 28 сентября выйдут прима-балерины и премьеры десяти ведущих балетных компаний Европы и Америки, среди которых Диана Вишнева, Наталия Осипова и Иван Васильев, Алина Кожокару и Дэвид Холберг. Они примут участие в концерте под названием «Кремлин-гала».

Балетный концерт с участием известных артистов — популярный в народе жанр, особенно если танцы исполняются в Кремлевском дворце. Зал там такой огромный, что вместит и балетоманов, и просто людей, неравнодушных к балету. Цены, как правило, щадящие — уж точно меньше, чем в Большом театре. Проект «Кремлин-гала», известный также как «Звезды балета XXI века», длится в России несколько лет. Ежегодные осенние танцы задуманы и как способ отвлечения зрителей от «прозы дней суровой» (балет, особенно классический, в этом деле первый помощник), и, наоборот, как возможность приобщения простого зрителя к искусству наших дней, отнюдь не всегда безмятежному и гармоничному.

В Москву приезжают артисты первой величины, которых только здесь можно увидеть всех вместе за один вечер.

Список национальных театров и авторских трупп, где эти артисты трудятся, тоже впечатляет. Перед публикой проходит парад стилей, школ и направлений, не говоря уже об именах хореографов. Ни один «Кремлин-гала» не обходится без премьер, в том числе и мировых.

Бывает и так, что известный вроде бы вдоль и поперек творец на таком концерте вдруг предстает в новом амплуа и неожиданном ракурсе.

В итоге «Кремлин-гала» предлагает продукцию на любой вкус, балуя, развлекая и поучая как балетных консерваторов, так и поклонников нового.

Нынешний концерт, четвертый по счету, имеет солидную государственную поддержку: помощь организаторам оказали российский МИД и управление делами президента. Конечно, служить гарантией качества программы не может никакое ведомство, но список участников концерта говорит сам за себя.

Четыре солиста Большого театра, три — Мариинского, представители Национального балета Канады, балета Берлинской оперы, Штутгартского балета, Американского театра балета, Королевского балета Великобритании, Английского национального балета, Нидерландского театра танца….

Первыми на сцену выйдут москвичи Евгения Образцова и Артем Овчаренко в сцене «Венецианский карнавал» из старинного балета «Сатанилла». Никто не догадается, что за обликом героини — изящной субретки на пуантах, томно соблазняющей кавалера, — скрывается по сюжету сам Сатана, принявший милый девичий облик. Сменив партнершу, Овчаренко покажет и отчаянно-залихватский современный танец в постановке Раду Поклитару:

вместе с Анной Тихомировой танцовщик утонет в пении Лидии Руслановой и волнах «Колыбельной» из балета «Дождь».

Номер Дугласа Ли «Каприччио» совсем иной, что, несомненно, докажет Эван Макки, гость из Канады. В России стиль Ли знают мало, одноактный балет молодого англичанина значится в афише лишь Пермского оперного театра.

Зато шуточное па-де-де на музыку Моцарта, которое привезут артисты из Берлина Элиза Кабрера и Михаил Канискин, мы уже видели, но тут и посмеяться еще раз не грех.

Хореограф Уве Шольц изображает сценический поединок между серьезным балетным профи и его несерьезной, к тому же близорукой партнершей, которая уморительно спотыкается в самый неподходящий момент и не может никуда пристроить свою сумочку, хотя гонора дамочке не занимать. Эта же пара покажет мировую премьеру номера под эпикурейским названием «Живи сейчас, думай позже». Что бы это значило?

Супруги Анастасия и Денис Матвиенко из Киева выбрали академического «Корсара», в эпизоде из которого партнер в восточных шароварах изображает поистине рабское благоговение перед нарядной партнершей в балетной пачке. Мировую премьеру номера «Apart Meant Two», сочиненного американским хореографом Дуайтом Роденом, представит темнокожий виртуоз Дезмонд Ричардсон в паре с Анастасией Винокур. Содружество Роден — Ричардсон продолжится во втором отделении, когда танцовщик, известный феноменальной гибкостью, заворожит «Соло в лунном свете». Любовные перипетии наших дней сменятся пушкинскими страстями в балете «Онегин».

Волнующий, но несчастливый дуэт Татьяны и Евгения исполнят Ольга Смирнова из Большого театра и Эван Макки.

Эта же балерина в паре с премьером ГАБТа Семеном Чудиным встряхнет утонченными руками-крыльями в образе Черного лебедя: нельзя же обойтись без кусочка «Лебединого озера»...

Родной всем российским балетоманам американец Дэвид Холберг, который намерен весь сезон работать не у себя в Нью-Йорке, а у нас в Москве, покажет элегический «Танец блаженных душ» в хореографии Фредерика Аштона на музыку Глюка. Завершит первое отделение дуэт, который заранее обречен на овации.

Наталья Осипова и Иван Васильев — мировые звезды и ныне нечастые гости у себя на родине — перевоплотятся в Эсмеральду и Квазимодо из балета «Собор Парижской богоматери».

А потом, вспыхнув шекспировской страстью, чтобы быстро сгореть, встретятся у балкона в отрывке из английской версии балета «Ромео и Джульетта». Еще немного Англии вперемежку с Францией подарят Алина Кожокару и Йохан Кобборг, гости из Лондона. В представлениях гости не нуждаются — это игроки высшей мировой балетной лиги, и фрагмент балета «Манон» (о драме парижской французской куртизанки XVIII века) в их исполнении всегда вызывает душевный трепет.

Знаковой точкой концерта обещает стать одноактный балет «Объект перемен». Солирует Диана Вишнева, для которой голландские хореографы Пол Лайтфут и Соль Леон сочинили пронзительно-исповедальный рассказ о скорби, вызванной потерей близкого человека. Представьте: музыка Шуберта (часть квартета «Смерть и девушка» в обработке Малера), Диана в белом платье на красном ковре, который тоже танцует, не оставаясь, как обычно свойственно коврам, на одном месте. Мизансцены по мотивам картины Фрэнсиса Бэкона. А в итоге — оптимистическая трагедия, рассказывающая, по словам постановщиков, «о предчувствии беды… и об умении ценить каждое мгновение жизни».