Пенсионный советник

Герой добегался

В прокате «Малавита» Люка Бессона

Максим Эйдис 24.09.2013, 10:01
__is_photorep_included5666017: 1

В прокате «Малавита» Люка Бессона — очередной камбэк некогда великого режиссера, превращающийся в пародию на его творчество.

Жители маленького городка в Нормандии не слишком переполошились из-за появления новых соседей, хотя те въехали в свое жилище тайком, посреди ночи. Нет, само собой: иностранцам, а уж тем более американцам, здесь никто не рад — только их не хватало. Но после того как отец семейства, седовласый Фред Блейк объяснил аборигенам, что поселился здесь лишь ради того, чтобы на месте исторических событий написать книгу о высадке в 1944-м союзных войск, а после еще и пригласил всех на барбекю, с иностранцами смирились. В конце концов — люди как люди. Да, американцы — ну у всех свои недостатки.

Занудные, упрямые, жадные, назойливые и в целом весьма неприятные французские провинциалы даже не подозревали, какими именно недостатками обладают их новые соседи. Историк-одиночка, ежедневно тыкающий одним пальцем в клавиши печатной машинки, его когда-то красавица жена (Мишель Пфайффер), 14-летний сын-обалдуй и 17-летняя дочь-ангел — вовсе не обычные представители американского upper middle-class.

Настоящее имя Фреда Блейка — Джованни Манцони, и он — вышедший в тираж мафиози из Бруклина.

Сдав шесть лет назад главарей мафии правительству США, Манцони теперь прячется по всему миру от наемных убийц, которые рано или поздно явятся по его душу. А так как Джованни — важный свидетель в суде, вместе с ним из города в город переезжает не только семья, но и приставленные для охраны трое сотрудников ФБР. Впрочем, пока на пороге не появились незваные гости, а жена и дети обживаются на новом месте, у Фреда еще есть время спокойно обдумать свою жизнь и написать — нет, не исторический труд — свою автобиографию. Вот только бесконечные мелочи то и дело отвлекают Манцони от работы. Чего стоит одна только ржавая вода в кране! А ведь Фред и так на взводе и в любой момент может просто сказать себе: «Хватит!» Всему есть предел.

Похоже, что с выходом на экраны киноадаптации романа француза, автора нашумевшей «Саги» Тонино Бенаквисты,

слово «хватит!» произнесут не только Фред и его домашние, но и кинозрители — поклонники Люка Бессона, уже немало простившие своему любимцу за последние десять лет.

Долгая пауза, как будто бы подтверждавшая обещание Бессона прекратить снимать. Неловкий камбэк с «Ангелой-А», подозрительно напоминающей (и черно-белой гаммой, и сюжетом) «Девушку на мосту» Пастриса Леконта, снятую шестью годами ранее. Мультики про минипутов (три серии). Наконец, приторный и на удивление неглубокий байопик женщины — лидера мирного протестного движения в Бирме.

Но всему, как и было сказано, есть предел.

Казалось бы: ироничная проза Тонино Бенаквисты, хоть и не пестрит яркими и удобными для экранизации диалогами, была написана персонально для Люка Бессона.

Здесь и итальянец-преступник, бежавший от возмездия в другую страну («Леон»). И девочка-киллер. И смертоносная, как любит Бессон, красавица — хранительница домашнего очага и мира во всем мире («Никита», «Пятый элемент», «Жанна Д`Арк», «Адель»).

Но вместо того, чтобы воспользоваться подробно изложенной в книге — и совсем не лишней, когда хочешь вызвать к героям симпатию — историей членов семьи Блейк,

Бессон попросту выкинул из сценария все «лишнее», оставив лишь каркас.

Смешную, но до одури стандартную криминальную комедию с голливудскими звездами, когда-то снимавшимися в большом гангстерском кино у Де Пальмы или Скорсезе, а теперь уже в двадцатый раз решившими «вспомнить молодость».

По сути,

Бессон снял местами комичную, порой отлично сыгранную, но при этом абсолютно ничем не выдающуюся пародию на собственное кино.

Спродюсировав не одну сотню бездарных коммерческих поделок в духе самого себя, режиссер прекрасно понимает: чем меньше в коммерческом кино необычного — тем меньше и шансов на провал. Правда, и на большой успех, когда снимаешь кино по шаблону, тоже надеяться не приходится. Впрочем, он Бессону, кажется, уже не нужен. Даже самые выигрышные сцены из жизни криминальной семейки (избиение одноклассника бадминтонной ракеткой, рэкет и продажа наркоты старшеклассникам, поджог местного торгового центра — наконец, роман семнадцатилетней девчонки и учителя) выходят у режиссера такими же вялыми и неискренними, как недавний гимн в честь героической бирманской правозащитницы.

Человек, которому не раз удавалось заставить зрителей плакать прямо в кинозале, теперь, похоже, не рассчитывает ни на что, кроме одобрительных смешков и больших кассовых сборов.

Хотя нет. Бессон не только не скрывает, но даже бравирует своим сходством с персонажем Роберта Де Ниро. Ну когда уже от него, Бессонна, наконец отстанут назойливые, как норманские провинциалы, критики и синефилы, и дадут ему спокойно, не хватаясь поминутно то за бейсбольную биту, то за молоток, разобраться в самом себе? Возможно, он даже напишет автобиографию — в которой будут и славные дни бунтарской молодости, и история о том, как снималось кино про девочку-убийцу, и пронзительная, как всегда удавалось Бессону, история любви. Вот только сначала надо разобраться с ржавой водой из крана, а то работники французского ЖКХ очень уж нерасторопные.