Пенсионный советник

Парк культуры и заслуженного отдыха

Сергей Капков может покинуть пост руководителя департамента культуры Москвы

Игорь Карев, Ирина Резник 12.09.2013, 17:23
Сергей Капков Максим Новиков/ИТАР-ТАСС
Сергей Капков

Глава департамента культуры Москвы Сергей Капков может покинуть свой пост «из-за усталости». Окончательное решение он примет после переговоров с Сергеем Собяниным о дальнейшем развитии культуры в столице.

Сергей Капков может уйти с поста главы департамента культуры Москвы. По данным газеты «Ведомости», он собирается покинуть московское правительство по собственному желанию — «из-за усталости». Издание добавляет, что Капкову тесно в должности культурного министра, и еще полтора года назад, после ухода в Госдуму заместителя мэра города по социальной политике Людмилы Швецовой, он претендовал на освободившуюся должность, но занять ее ему не удалось; сейчас на этой должности работает Леонид Печатников.

В департаменте культуры отказались комментировать сообщение «Ведомостей». Не стал давать какие-либо разъяснения и сам Капков.

Как рассказал «Газете.Ru» источник в мэрии, окончательное решение об уходе Капкова из правительства еще не принято. В пятницу или понедельник должна состояться беседа Капкова с мэром Москвы Сергеем Собяниным, в ходе которой они обсудят сложившуюся ситуацию. Причем речь будет идти не о конкретной должности, которую может занять Капков в столичном руководстве, а о развитии того направления, которым он уже занимается, — культуры Москвы.

«Капков хочет ясности, как будет развиваться культура», — резюмировал источник.

По данным «Газеты.Ru», Капков может как остаться работать в правительстве Москвы (не обязательно на прежней должности), так и перейти в федеральные структуры. Официальных комментариев в мэрии получить не удалось.

Сергей Капков работал с бизнесменом Романом Абрамовичем на Чукотке, входил в правительство региона; в 2003 и 2007 годах избирался в Госдуму. В апреле 2011 года он сложил полномочия депутата и был назначен директором московского ЦПКиО имени Горького; в короткие сроки, всего за несколько месяцев, Капкову удалось разобраться с многочисленными арендаторами, убрать из парка аттракционы и создать команду, которая начала развивать эту территорию. В сентябре того же года он начал работу в комитете по культуре Москвы, где отвечает за все парки города, а еще через месяц возглавил комитет, вскоре преобразованный в департамент.

Капкову удалось распространить опыт Парка Горького на все остальные столичные парки, да и сам ЦПКиО значительно расширился за счет Нескучного сада и Воробьевых гор. Проводились различные акции в столичных музеях, изменялся подход к организации городских библиотек, перемены не обошли и театральную жизнь. Случались и скандалы: одним из самых громких стало превращение Театра имени Гоголя в «Гоголь-центр» во главе с режиссером Кириллом Серебренниковым.

«Мне не хочется комментировать слух, и мне не вполне прилично говорить о Капкове, потому что он, во-первых, мой начальник, во-вторых — назначил меня руководителем театра… — сказал Серебренников «Газете.Ru».

— Его можно за что-то критиковать, относиться к нему как угодно, но для огромного количества людей наступили изменения в культурном ландшафте».

Серебренников отметил, что этот ландшафт раньше был совсем другим, а в каких-то местах выглядел почти пустырем, заросшим сорняками.

«Сейчас многое поменялось: к руководству парками, галереями, театрами пришли новые люди — с идеями, с программами, с инициативой. Это важно», — сказал режиссер.

Галерист Марат Гельман напомнил: то, что делал в Москве Капков, часто сравнивали с пермским культурным проектом, идеологом которого как раз и был Гельман. «Конечно, пермский проект был шире, было больше возможностей влиять на разные аспекты жизни города, у Капкова был один конкретный аспект», — сказал он.

Гельман также отметил одно из несомненных достижений Капкова.

«Он сделал, может быть, сам того не замечая, одну важную вещь: культура, которая всегда, в любом правительстве (может, кроме пермского) рассматривалась как часть социалки, социального блока, в Москве переместилась в блок инфраструктуры, — сказал галерист. —

Обеспечение насыщенной культурной жизнью стало обязанностью — почти такой же, как обеспечение электричеством, дорогами и так далее. Это очень важно, потому что культура стала инструментом, с помощью которого власть добивается решения каких-то своих задач.

И в этом случае культура перестает быть нищим, который просит подаяние на площади».

По мнению Серебренникова, главным в работе Сергея Капкова были не кадровые назначения.

«Он серьезно занимается развитием общественных пространств города, — сказал режиссер. — Это гораздо сложнее и важнее: если правильно работать в этом направлении, город вскоре сможет превратиться в нечто удобоваримое для горожан. Москва — сложнейший город. Он может быть чудовищной «мясорубкой», непригодной для жизни, а может стать культурной столицей мира».

Серебренников отметил, что для Капкова этот город важен, он его как-то правильно чувствует и ощущает своим. И добавил:

«Он вроде и недавно работает в Москве, но сделал больше тех, кто сидит на должностях десятилетиями».

«Мне кажется, что Капков — очень перспективный политик, ведь все, что он делает, — это в конечном итоге политика, — сказал Серебренников. — И что важно — политика, направленная на изменения, на концепцию модернизации, в конечном итоге на улучшение жизни человека. Если Капков уйдет, он запомнится не скандалами, а хорошими делами. Таких политиков не так много».