Пенсионный советник

Кончина у Зимней канавки

Премьеры нового сезона в музыкальных театрах Москвы

Кирилл Матвеев 11.09.2013, 10:04
Здание Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Григорий Сысоев/ИТАР-ТАСС
Здание Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко

Музыкальные театры определились с планами на сезон: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко покажет оперу Вагнера и балет «Баядерка», «Геликон-опера» готовится к переезду в новое старое здание, а «Новая опера» начнет с «Пиковой дамы».

Летом в главных музыкальных театрах произошла смена руководства: из Большого уволили Анатолия Иксанова, а на его место пришел директор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин. Большой объявил свои планы еще в июне, до отставки Иксанова; позже стало известно, что они могут быть скорректированы в связи с еще одной отставкой — руководителя отдела по перспективному творческому планированию Михаила Фихтенгольца, отвечавшего за оперный репертуар. Впрочем, пока из списка новинок выпала лишь одна премьера — одноактные оперы Чайковского и Стравинского.

Во вторник, 10 сентября, о своих планах на предстоящий сезон рассказал и Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Известны и постановочные намерения большинства театров, занятых оперой и балетом, так что пришло время все сопоставить и изучить картину нового сезона.

Новый директор Музыкального театра дирижер Ара Карапетян клятвенно заверил: ждать крутых поворотов и резких творческих неожиданностей от него не стоит, все в театре будет как прежде, тем более что средняя зрительская посещаемость «Стасика» в прошлом сезоне достигла 93,8%. Совсем скоро, в конце сентября, здесь покажут «Тангейзера» — историей о средневековом немецком миннезингере, греховно жившем с богиней любви Венерой, будет отмечено 200-летие со дня рождения Вагнера, эпопеи которого, кстати, ранее никогда не ставились в Музыкальном театре.

Распознать смыслы в конфликте чувства и долга приглашен Андрейс Жагарс — режиссер из Риги, известный своими холодновато-элегантными трактовками.

С творчеством Жагарса москвичи могли познакомиться несколько месяцев назад, когда Латвийская опера гастролировала в Большом театре. Танцевальные сцены ставит хореограф Раду Поклитару.

Еще через месяц оперу нагонит и балет Музыкального театра: премьера классической «Баядерки» намечена на 18 октября. Нас ожидает редакция Натальи Макаровой, в главных моментах следующая за первоисточником — императорским балетом XIX века в постановке Мариуса Петипа. Среди танцовщиков, репетирующих мелодраму о любви под сенью пальм в Индии, есть мировая звезда — премьер театра Сергей Полунин, который и в новом сезоне намерен радовать московскую публику своим присутствием.

Если «Баядерку» у нас знают хорошо, то постановку Иржи Килиана «Восковые крылья» — плохо.

Российская премьера балета, созданного знаменитым европейским хореографом в 1997 году, станет четвертой встречей «Стасика» с его творчеством. Это не конкретная история про древнего героя-летчика Икара. Как всегда у Килиана, музыка (на этот раз — микст из барочной Пассакальи для скрипки Генриха Игнаца Франца фон Бибера, Прелюдии для медитации авангардиста XX века Джона Кейджа, минимализм Филипа Гласса и изумительная баховская Вариация номер 25) дает повод сосредоточить внимание на гибких возможностях человеческой пластики.

В апреле намечается «Аида» в режиссуре Петера Штайна. Верди тоже родился 200 лет тому назад, и приглашение знаменитого Штайна (основатель берлинского театра «Шаубюне») на «древнееегипетскую» историю про разлад в правящих кругах Северной Африки — хороший подарок потомков композитору. Музыкальный руководитель театра Александр Титель ближе к лету приступит к моцартовскому «Дон Жуану». Для любителей «драмбалета» сезон закроется по-царски: большим сюжетным спектаклем «Манон» британского хореографа Кеннета Макмиллана.

Рассказ о преданной любви — в смысле мужской преданности и женского предательства — облачен в костюмы XVIII века: балет на музыку Массне сделан по классическому французскому роману аббата Прево.

Театр «Геликон» пока объявил лишь о планах до Нового года, что можно понять: в 2014-м театру обещают наконец доделать его собственное здание, куда нужно будет переезжать. Премьерные же показы «Бала-маскарада» Верди в «Геликоне» уже идут.

«Новая опера» поведала, что ее первая премьера — опера «Пиковая дама» Чайковского в постановке Юрия Александрова.

Несчастная Лиза бросится в Зимнюю канавку 29 ноября.

В январе пройдет традиционный Крещенский фестиваль с темой «Шедевры литературы в музыке». Концертное исполнение опер «Демон», «Саломея», Р. Штрауса и «Ромео и Джульетта» — неполный список намеченных событий. В конце февраля театр осуществит оригинальный проект под названием DIDO, в основе которого современный «Пролог к опере «Дидона и Эней» Майкла Наймана и старинная английская опера «Дидона и Эней» Пёрселла. Затем наступит черед итальянских комических опер, редких для российской сцены, — «Капельмейстера» и «Женских хитростей» Доменико Чимарозы. Премьера назначена на апрель.

Самое же интригующее событие — мировая премьера комической оперы «Школа жен» Владимира Мартынова. Режиссер и автор либретто — Юрий Любимов.

Камерный музыкальный театр имени Покровского 22 и 23 ноября примкнет к празднованию столетия со дня рождения Бенджамина Бриттена и даст российскую премьеру его одноактной оперы «Блудный сын». Идею подсказал музыкальный руководитель театра и дирижер спектакля Геннадий Рождественский. Еще одна российская премьера — комическая опера Гайдна «Лунный мир» по либретто итальянского комедиографа Карло Гольдони, которое тот создал на основе собственной пьесы. Театр аттестует спектакль как «классическую комедию характеров и положений с фальсификациями, неожиданными поворотами сюжета и счастливым финалом». 12 апреля состоится «Воскрешение Лазаря» — неоконченная опера немецкого романтика Франца Шуберта, которая была дописана русским авангардистом XX века Эдисоном Денисовым. Спектакль продолжит интереснейший цикл произведений с двойным авторством, создаваемый в театре Покровского. Тот же неугомонный Рождественский инициировал третью российскую премьеру за сезон — постановку «Леоноры».

Это первая редакция «Фиделио», единственной завершенной оперы Бетховена.

«Кремлевский балет» предлагает осенний (с 20 сентября по 9 ноября) фестиваль «Звезды мирового балета в спектаклях театра «Кремлевский балет». Ожидается приезд солистов Парижской оперы, Балета Монте-Карло, Национальной оперы Украины и французского Балета Бордо. Фестиваль современного танца DanceInversion продлится в Москве больше месяца (с 16 октября по 24 ноября) и обещает совершенно нестандартный список участников «из самых отдаленных уголков земного шара». В списке танцевальная труппа «Групо Корпо» из Бразилии, компания МАУ (Новая Зеландия) и Сиднейская танцевальная компания (Австралия). Европу будет представлять ярый хип-хоп от команды «Компани Кафиг» из Франции, неожиданно объединившей творческие усилия с артистами с острова Тайвань.

В общем, мало за сезон не покажется. А ведь мы не упоминали еще многочисленные концерты, среди которых есть, например, вечер Чечилии Бартоли в Консерватории или концерт барочного ансамбля Уильяма Кристи с музыкой Рамо в Зале имени Чайковского. Не говоря уже о Венском филармоническом оркестре, готовом исполнить за 4 ноябрьских дня все симфонии Бетховена.