Пенсионный советник

Риск эксперимента

Анонсы премьер нового сезона в московских театрах

Николай Берман 09.09.2013, 16:09
В новом сезоне МХТ Олега Табакова проведет несколько рискованных экспериментов Вячеслав Прокофьев/ИТАР-ТАСС
В новом сезоне МХТ Олега Табакова проведет несколько рискованных экспериментов

В московских театрах начинается новый сезон: МХТ имени Чехова решился на несколько рискованных экспериментов, Театр на Таганке открывается без спектаклей Юрия Любимова, но с выставкой от команды Дмитрия Волкострелова Студия SounDrama, «Гоголь-центр» подготовил чертову дюжину премьер, а театр имени Пушкина продолжит формировать свой образ.

МХТ имени А. П. Чехова

Московский художественный театр в первые годы власти Олега Табакова прошел через серьезное обновление и быстро вернул себе лидирующие позиции в российской театральной жизни. Но в последние годы по-настоящему значимые события в нем случаются все реже. И в новом сезоне театр решается на несколько довольно рискованных экспериментов, которые, возможно, смогут как-то изменить ситуацию и, несомненно, войдут в число громких премьер.

Самый масштабный спектакль сезона, от которого многие уже ждут скандала, — «Братья Карамазовы» Константина Богомолова, режиссера, который всего за несколько лет сделался одним из главных действующих лиц театрального процесса, став злостным губителем русского театра в глазах одних и олицетворением его светлого будущего в глазах других.

После успеха спектакля «Идеальный муж. Комедия», выпущенного Богомоловым в МХТ в прошлом сезоне, режиссер получил от Табакова полный «карт-бланш» на новую постановку.

Поэтому можно не сомневаться, что спектакль, любые подробности о котором держатся в секрете, станет еще более радикальным, чем вышедший в прошлом сезоне «Идеальный муж», который в версии Богомолова рассказывает гомосексуальную историю любви министра резиновых изделий и звезды шансона. Среди актеров, которые примут участие в «Карамазовых», — Игорь Миркурбанов, Дарья Мороз, Алексей Кравченко, Роза Хайруллина, Марина Зудина, Филипп Янковский.

Молодой режиссер Глеб Черепанов, ученик Валерия Фокина, очень востребованный в Москве в этом сезоне (также он будет ставить в «Гоголь-центре», театре «Et Cetera» и Театре им. М.Н. Ермоловой), выпустит в МХТ сразу два спектакля. Первый, «Удивительное путешествие кролика Эдварда», был показан летом в виде эскиза на режиссерской лаборатории детских спектаклей «Новые сказки» — и так понравился руководству театра, что его было решено включить в репертуар.

Второй работой Черепанова станет монопьеса Патрика Зюскинда «Контрабас» — ее сыграет Константин Хабенский, у которого очень давно не было новых театральных ролей.

Спектаклем по пьесе Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» дебютирует в МХТ режиссер Роман Феодори, несколько лет возглавляющий Красноярский театр юного зрителя и сумевший сделать его постоянным участником театральных фестивалей по всей России. А уже неоднократно ставивший в МХТ художественный руководитель Центра им. Вс. Мейерхольда Виктор Рыжаков обратится к еще не опубликованной и не игравшейся в России новой пьесе Ивана Вырыпаева «Пьяные».

Театр на Таганке

Для Театра на Таганке, как и для некоторых других московских трупп, этот сезон станет началом новой жизни.

Хотя Юрий Любимов покинул свой театр еще два года назад, настоящие перемены в нем станут происходить только теперь.

В этом сезоне, который станет для театра юбилейным (ему исполнится 50 лет), на Таганку была приглашена команда молодых режиссеров, театроведов и художников во главе с создателем питерского театра «Post» Дмитрием Волкостреловым. Все они — выпускники созданной в Центре им. Вс. Мейерхольда «Школы театрального лидера», проекта, ставящего своей целью подготовить новое поколение к управлению театрами. На одной из сессий «Школы» они представили проект обновления Театра на Таганке, который так понравился московскому департаменту по культуре, что было решено дать им возможность его воплотить. Впрочем, по словам Волкострелова и работающих с ним режиссера Семена Александровского, драматурга Андрея Стадникова и художницы Ксении Перетрухиной, в итоге их планы ушли очень далеко от первоначальной идеи.

Первым проектом команды Волкострелова станет выставка «Попытка альтернативы», которая откроется в октябре.

Выставка, подготовленная Ксенией Перетрухиной, попытается осмыслить полувековой путь театра и возможные варианты его развития.

Дальше выйдут три спектакля взятых в штат театра режиссеров, которые тоже будут так или иначе рефлексировать его прошлое и настоящее. Волкострелов подготовит проект «Голос зала», основанный на воспоминаниях, мнениях и монологах зрителей «Таганки» разных лет, рассказывающих о том, что для них значил этот театр и как повлиял на их жизнь.

Семен Александровский репетирует «Присутствие» — уникальный для русского театра опыт спектакля о спектакле. Речь в нем пойдет о «Добром человеке из Сезуана», той легендарной постановке, которой открылся театр. В спектакле будут использованы фрагменты его видеозаписей, кинохроника, комментарии актеров, которые в нем участвовали в разное время.
Драматург Андрей Стадников дебютирует как режиссер в репертуарном театре и сочиняет спектакль «Уровень».

Его темой станут истории актеров театра и его сотрудников, от монтировщиков до костюмеров, в том числе тех, кто проработал в Театре на Таганке много лет.

Еще один проект новой команды — фестиваль читок пьес, которые подготовят молодые режиссеры и драматурги на основе документов из архива театра. Выйдут на Таганке и другие спектакли, сделанные без участия выпускников «ШТЛ» (часть из них были задуманы еще до их прихода); впрочем, выбор режиссеров и материалов в них выглядит довольно странно. Но одна премьера все-таки интригует: по заказу театра писатель-оппозиционер Дмитрий Быков пишет пьесу «Шереметьево-3» о событиях вокруг Эдварда Сноудена. Ставить ее будет Роман Феодори.

«Гоголь-центр»

Во втором сезоне «Гоголь-центр» покажет 13 премьер, объединенных тремя главными сюжетами — новые интерпретации классики, современная драматургия и трилогия спектаклей по мотивам советских фильмов, которая станет своеобразным продолжением серий постановок по европейским киносценариям, вышедших в прошлом театральном году.

Первой премьерой сезона уже 13 сентября станет «Машина» Владимира Панкова по пьесе Юрия Клавдиева «Пойдем, нас ждет машина!» — первый спектакль, созданный в «Гоголь-центре» студией Soundrama, одним из резидентов театра. Еще один спектакль Панков выпустит во второй половине года — «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана, которую навсегда вписала в историю русского театра постановка Мейерхольда.

Одну из главных ролей сыграет Валерий Гаркалин.

Рижский режиссер Владислав Наставшев, уже поставивший в «Гоголь-центре» «Митину любовь» по рассказу Бунина и «Страх» по фильму Райнера Вернера Фассбиндера, теперь обратится к «Медее» Еврипида — премьера пройдет в октябре. Античную героиню сыграет латвийская актриса Гуна Зариня, одна из ведущих артисток Нового Рижского театра Алвиса Херманиса, чьи спектакли хорошо известны российским зрителям.

Два спектакля поставит худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников. Мюзикл «Пробуждение весны» по мотивам пьесы Франка Ведекинда, которую тоже когда-то ставил Мейерхольд, — один из главных бродвейских хитов последних лет. Герои спектакля — старшеклассники, которые вступают во взрослую жизнь и сталкиваются с самыми страшными проблемами, от ранней беременности до суицида.

Ближе к концу сезона выйдут «Мертвые души», в которых поэма Гоголя будет положена на специально написанную музыку композитора Александра Маноцкова, а все роли сыграют мужчины.

Француз Давид Бобе, дважды уже работавший с актерами «Седьмой студии» Серебренникова (спектакли «Метаморфозы» и «Феи»), поставит «Гамлета», в котором обещает начисто лишить пьесу Шекспира романтического ореола. Роль Гамлета исполнит молодой актер Филипп Авдеев.

В трилогию спектаклей по советскому кино войдут постановки молодых режиссеров. Стажер Кирилла Серебренникова Сергей Виноградов поставит спектакль «9» по мотивам «Девяти дней одного года» Михаила Ромма, его однокурсник по стажерской группе Евгений Григорьев — «Сталкера. Машину желаний» по фильму Тарковского (действие будет происходить по всему театру). Глеб Черепанов обратится к фильму Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра».

Театр имени А. С. Пушкина

Театр Пушкина, в последние годы воспринимавшийся многими как «бульварный» и остававшийся в тени других трупп, в прошлом сезоне начал менять свой облик благодаря новой политике худрука Евгения Писарева. «Добрый человек из Сезуана» в версии Юрия Бутусова, в главной роли с Александрой Урсуляк, стал, по всем опросам, одним из главных московских театральных событий года.

В новом сезоне театр продолжит формировать свой новый образ.

В ноябре состоится премьера шекспировской «Меры за меру» в версии англичанина Деклана Доннеллана, уже много работавшего в России, но впервые ставящего здесь в репертуарном театре. За плечами Доннеллана — спектакли, кажется, по всем драмам Шекспира, и «Меру за меру» он уже ставил в 1994 году, но можно не сомневаться, что премьера не будет буквально повторять тот опыт.

В январе 2014 года «Пушкинский» отметит 100-летие Камерного театра Александра Таирова, от которого ведет свой исток. К этой дате будет приурочена премьера спектакля «Машиналь» по пьесе Софи Тредуэлл, постановка которой была одной из самых известных работ Таирова, сильно повлиявших на всю историю театра прошлого века.

Ставит спектакль молодой режиссер Тимофей Кулябин, в прошедшем сезоне выпустивший радикальную «Электру» в Театре Наций.

В конце сезона в театре Пушкина начнет репетировать Йо Стромгрен — норвежский режиссер и хореограф, много раз участвовавший в московском фестивале «NET — Новый европейский театр» со своими эксцентричными спектаклями, существующими на стыке всех театральных жанров.

Художественный руководитель театра Евгений Писарев обратится, как всегда, к комедии — в этот раз он поставит «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» Бомарше.

Среди самых интересных премьер в филиале театра — «Песня о силе» режиссера Елены Новиковой и драматурга Любы Стрижак в модном жанре сторителлинга и «Кошка на раскаленной крыше» Теннесси Уильямса от молодого режиссера Антона Маликова, ученика Леонида Хейфеца.