Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Министерство с советами

Минкультуры в День кино объяснилось с киносообществом

Публичные обсуждения и единоличные решения, государственная кинополитика вместо цензуры — Министерство культуры отметило День кино «круглым столом» по вопросам отрасли.

Постоянное изменение модели поддержки кинематографа — главный недостаток государственной политики в области кино, а результаты последней реформы, проведенной Министерством культуры полгода назад, оценивать еще рано. Об этом заявил продюсер Александр Роднянский во время «круглого стола», прошедшего в РИА «Новости» и посвященного Дню российского кино, который отмечается 27 августа. Его поддержал и режиссер Федор Бондарчук — по его мнению, оценивать последние изменения в системе господдержки имеет смысл через полтора года.

К профессиональному празднику киноотрасль действительно подошла с новой, недавно введенной системой господдержки: в чрезмерно самостоятельном Фонде кино сменился руководитель, доля государственных денег, которые ему доверили распределять, была уменьшена примерно на 20% (излишек был отдан в Минкультуры), а оставшиеся 3 млрд рублей делились по довольно сложной схеме. Кроме того, ему осталось только коммерческое кино, а поддержка авторского, детского кинематографа и дебютов полностью перешла в ведение культурного ведомства.

Компании-лидеры, число которых увеличилось до 13, теперь получают не часть общего бюджета фонда, как было раньше, а защищают отдельные свои проекты — без каких-либо гарантий. Интересно, что во время совещания по вопросам поддержки кино в мае Мединский предлагал отдать распределение всех статей господдержки полностью в Фонд кино, однако никаких шагов к осуществлению этой модели стороны с тех пор не предприняли.

В довесок к этим изменениям, быть может, не очень революционным, но все же изменяющим те правила, по которым Фонд кино раздавал деньги с 2010 года, Минкультуры решило дать возможность авторам защитить свои работы перед экспертами и провело сессию питчингов — а потом настоятельно порекомендовало эту же процедуру и фонду.

«Безусловным достоинством того, что происходит сейчас, является публичность принятых решений и возможность для кинематографистов выступать в защиту своих проектов. Мне всегда казалось это существенным и важным», — прокомментировал новацию Роднянский.

Первым питчингам, впрочем, сопутствовал полновесный скандал, и виной тому была именно заявленная открытость: ситуация с фильмом Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» основательно подпортила Минкульту праздник первых открытых защит. Напомним, что в этой российско-германской копродукции рассказывается история немецкого и советского инженеров, которые сначала подружились во время совместной работы в СССР, а потом оказались по разные стороны фронта. Миндадзе защищал свой проект в министерстве, получил поддержку экспертного совета по кино, а в итоге ведомство ему отказало, что поставило под вопрос и финансирование с немецкой стороны.

Картина по настоянию министра культуры была отправлена на еще один экспертный совет — военно-исторический: специалисты по истории Великой Отечественной усмотрели в сценарии Миндадзе искажение исторических реалий и попытку введения зрителей в заблуждение. Минкультуры тут же удостоилось обвинений в цензуре по идеологическим мотивам; взгляды министра культуры Владимира Мединского на тот период истории России не секрет для тех, кто читал его книгу «Война. Мифы СССР. 1939–1945».

Отбивалось Минкультуры без огонька, да так толком и не отбилось.

Во всяком случае, во время «круглого стола» Мединский напомнил, что решающего голоса экспертные советы не имеют и могут лишь рекомендовать, а решения принимают чиновники, которые и несут за них ответственность.

«У министерства и у меня как у министра есть принципы и убеждения: мы не должны давать деньги каждому, кто попросил, в зависимости от титулованности, а должны реализовывать государственную политику», — заявил министр.

Реализация этой политики в случае с Миндадзе обернулась тем, что у режиссера появились персональные эксперты по военной истории, по настоянию которых он частично поменял сценарий. Сам проект обзавелся рекомендательным письмом от Минкультуры: в ведомстве не стали менять собственное решение по распределению господдержки, но настоятельно рекомендовали Фонду кино внимательно присмотреться к данной картине. Такой совет дорогого стоит — «Милый Ханс, дорогой Петр», скорее всего, госфинансирование получит, а значит, будет снят.

К тому же Мединский в шутку отметил, что эта картина за два года до выхода (выпуск ленты намечен на 2015 год) получила такую прессу, что почти перешла в разряд коммерческих и проходит через Фонд кино с полным правом.

Продюсер Сергей Сельянов, впрочем, заметил, что сама идея сторонних экспертных советов, которые могут оценивать замысел кинематографиста, вообще надуманна, а их состав вызывает вопросы, но на защиту министерской идеи встали его коллеги. Продюсер Анатолий Максимов из «Дирекции кино» (она сейчас делает фильм «Викинги» о времени князя Владимира) сказал, что не слушать советов историков — разновидность суицида, и напомнил, что в советское время на съемки исторических картин всегда привлекали консультантов.

Количество разнообразных советов в министерстве увеличивается регулярно. Помимо нескольких экспертных советов по кино в этом году появился фестивальный совет, который отранжировал российские кинофестивали по степени их значимости. А в 2014-м появится некий редакционный совет — он будет работать со сценаристами и помогать прохождению их сценариев; до этого Минкультуры силами департамента кинематографии проведет сценарный конкурс — прием заявок на него стартует уже в сентябре этого года. Как предполагают в ведомстве, портфель сценариев, права на которые останутся в министерстве, будет постоянно пополняться, а средства на подобные конкурсы уже со следующего года будут поступать от проданных продюсерам скриптов.

Темы денег участники «круглого стола» избегали как могли, упомянув, правда, телевидение в качестве одного из источников пополнения господдержки. Но этой поддержки, как известно, много не бывает, и Сергей Сельянов предложил увеличить ее на 1,2–1,5 млрд рублей. Но речь, по его словам, идет уже не о выживании отрасли, а о ее дальнейшем развитии: из 70 заявок, которые рассматривала сценарная комиссия Фонда кино, по мнению Сельянова, можно экранизировать подавляющее большинство. Впрочем, эту идею его коллеги не поддержали — к открытости питчингов увеличение количества хороших фильмов не имеет никакого отношения.

Новости и материалы
Хозяйка привязанного к машине алабая из Красноярска объяснила свой поступок
В WhatsApp появилась новая функция
Лепс станет совладельцем бара с ночным клубом в Петербурге
Неизвестные напали на корабль у берегов йеменского Адена
Лукашенко предложил Западу «сыграть вничью» в украинском конфликте
Звезда Первого канала пожаловалась, что «по традиции» сломала часть тела перед днем рождения
Врач назвала самый полезный вид мяса для пожилых
Диетолог Васильева: для пожилых полезно мясо индейки, курицы, кролика и телят
В Госдуме поспорили, можно ли продавать россиянам алкоголь на майских
Зарему Мусаеву госпитализировали
Шансы «Зенита» на победу в РПЛ снизились на 16%
Стало известно о порядке открытия счетов россиян в частных банках Турции
Врач назвала зону, боль в которой связана с болезнями сердца
Врач Концедайло: боль в зоне от мочки уха до пупка указывает на больное сердце
Лукашенко назвал реальный риск для Белоруссии
Актриса «Последнего богатыря» не может оплатить долги из-за работы
В России назвали выборы в США цирком-шапито
В СБ Белоруссии рассказали о проекте доктрины нацбезопасности Союзного государства
Владельца криптоферм из России задержали за неоплату электроэнергии на 190 млн рублей
Российские следователи предъявили обвинение экс-председателю Верховной рады
Все новости