Пенсионный советник

В ожидании нового папы

Во французском Авиньоне проходит театральный фестиваль

Анна Ильдатова (Франция) 11.07.2013, 09:33
Вид театрального комплекса «Farbiсa» в Авиньоне Ilka Kramer/festival-avignon.com
Вид театрального комплекса «Farbiсa» в Авиньоне

Во Франции проходит Авиньонский театральный фестиваль. В этом году его темой стала Африка и постколониализм. Нынешний фестиваль станет последним для его руководителей Ртанса Аршамбо и Венсана Бодрие, которые уступают место нынешнему худруку парижского «Одеона» Оливье Пи.

Авиньонский театральный смотр открылся спектаклем-перформансом коллектива Group F, посвященным «инаугурации» новой фестивальной площадки под названием «Фабрика». Этот комплекс — сбывшаяся мечта руководителей фестиваля Ортанса Аршамбо и Венсана Бодрие, которую они вели к осуществлению целых десять лет. Авиньонский фестиваль видит себя не театральным супермаркетом, предлагающим готовые к употреблению сценические развлечения, а — в соответствии с заповедями основателя фестиваля Жана Вилара — местом постоянного поиска и исследования. Для этого Аршамбо и Бодрие было необходимо помещение, которое служило бы резиденцией и репетиционным залом для артистов, режиссеров и хореографов. И именно обретение нового дома — пока главное событие Авиньона-2013.

Мария Годлевска выстроила квадратное здание, повторяющее в размерах знаменитый двор Папского дворца. В портфолио архитектора эта театральная площадка далеко не первая (Годлевска уже проектировала несколько культурных центров), но уж точно самая дорогая: конструкция из бетона, стекла и дерева обошлась городу и фестивалю в семь миллионов евро. И этот дорогой подарок — один из важнейших жестов Аршамбо и Бодрие, которые покидают фестиваль в этом году.

Управляющий фестивалем дуэт, вероятно, запомнится европейской театральной публике — например, введенным ими принципом кураторства: каждый год в составлении программы участвует приглашенный режиссер. В прошлом году это был английский режиссер Саймон Макберни, а в этом — француз Станислас Нордей и конголезец Дьедонне Ньянгуна. Появление последнего неслучайно:

главной темой фестиваля этого года стала Африка и связанный с ней постколониализм,

поэтому основную программу занимают спектакли режиссеров и хореографов из Конго, Буркина-Фасо, Кот д'Ивуара. Кураторы готовили этот смотр два года и проехали весь материк в поисках материала.

Правда, среди хедлайнеров такого разнообразия не наблюдается — их список во многом повторяет список годичной давности. Однако уровень выдержан: здесь один из самых титулованных представителей современного польского театра Кшиштоф Варликовский со спектаклем «Варшавское кабаре», бельгийский классик перформанса Ян Фабр, французский хореограф и танцовщик Жером Бэль (в прошлом году его спектакль «Disabled theater» швейцарского театра «Хора» стал событием фестиваля), и Кэти Митчелл — ее виртуозную постановку «Кристина» по «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга московская публика могла видеть на фестивале NET в прошлом сезоне.

На Митчелл в этом году стоит обратить особое внимание — она представит свою недавнюю премьеру «Путешествие через ночь» театра «Шаушпиль Кельн» по произведению знаменитой австрийской поэтессы Фредерики Майрёкер. Последние десять лет Митчелл начала активно использовать в своих спектаклях мультимедиа и монтаж, а в качестве литературной основы — прозу, где использован прием «потока сознания». Этого режиссера нечасто показывают и немецкие театры, где она ставит последние годы: ее спектакли очень сложны технически, и играть их часто очень дорого. После «Путешествия» она обещает закончить свои эксперименты с видео, так что Авиньон-2013 — возможно, последний шанс увидеть ее работы такого рода.

В этом году фестиваль снова ввел формат «показа одного дня» — то есть увидеть тот или иной спектакль можно будет только один раз.

В эту программу руководители фестиваля включили имена режиссеров и хореографов из числа классиков европейского театра, чьи имена европейский зритель знает наизусть — например, швейцарца Кристофа Марталера и бельгийского хореографа Анну Терезу Кеерсмакер. Помимо спектаклей в программе Авиньона выставки, дискуссии и интересная кинопрограмма. Здесь стоит обратить внимание на фильм Питера Брука «Tell me lies» 1968 года, который с тех пор не демонстрировался на широком экране, и на документальное кино «Гамлет в Палестине» о показе спектакля главного режиссера Берлинской «Шаубюне» Томаса Остермайера в лагере для беженцев. В этой же дополнительной программе отвели место любимице Авиньонского фестиваля, французской художнице и перформансисту Софи Каль: здесь покажут ее фильм «No sex last night», а также снятый о ней «Sophie Calle, sans titre». Уже за пределами фестивальной площадки, в одном из отелей города, можно будет увидеть ее авторскую инсталляцию «Комната 20».

Венчать фестиваль будет представление режиссера-публициста Мило Рау, которого некоторые москвичи знают по проекту «Московские процессы», поставленному в прошлом сезоне в Сахаровском центре. На них воссоздавались аргументы и ход резонансных политических судебных процессов последних лет.

Прямо во время показа в зал ворвались казаки, а позже сотрудники ФМС стали проверять у Рау наличие рабочей визы.

Многие зрители приняли эту неожиданность как элемент постановки. Подробности показа Рау в Авиньоне пока не раскрываются.

Что изменится в смотре, будет понятно уже в следующем году — новым директором назначен французский режиссер Оливье Пи, в данный момент руководящий Парижским театром «Одеон». И это настоящая «интрига на завтра»: кроме своей нынешней должности будущий руководитель Авиньона никогда не занимал больших административных постов ни в театрах, ни на фестивалях — в отличие от теперешних руководителей, которые прослужили в здешнем штабе десять лет. Будет очень интересно, как он справится с машиной Авиньонского фестиваля.