Пенсионный советник

Прошлись по конкурсу

В двух столичных театрах в ближайшее время поменяется художественное руководство

Иван Акимов 01.07.2013, 14:45
Борис Юхананов, скорее всего, станет художественным руководителем Театра им. Станиславского Максим Шеметов/ИТАР-ТАСС
Борис Юхананов, скорее всего, станет художественным руководителем Театра им. Станиславского

Под конец сезона московский театральный мир заходил ходуном: столичный департамент культуры еще рассматривает кандидатуры на пост худруков в Театре им. Станиславского и Центре драматургии и режиссуры, а СМИ уже «назначили» их. И если Бориса Юхананова культурные власти Москвы явно хотят видеть в театре на Тверской, то в остальных случаях решение еще не принято.

Конкурс концепций дальнейшего развития, который проводил департамент культуры Москвы в двух столичных театрах, обернулся неожиданным скандалом: о назначении режиссера Клима (В. А. Клименко) худруком Центра драматургии и режиссуры, а Бориса Юхананова художественным руководителем Театра им. Станиславского заговорили как о свершившемся факте. Для последнего дал повод сам департамент: заместитель его руководителя Евгения Шерменева рассказала в эфире «Радио России — Культура» в минувшую пятницу, что

концепция Юхананова с большим отрывом лидировала в опросе экспертов, в число которых вошли ведущие критики и театральные деятели.

В то же время, как подчеркнула чиновница в разговоре с «Газетой.Ru», говорить о назначении Клима пока преждевременно. Тем не менее решение по обоим руководителям департамент будет принимать не на основе голосования экспертов, а с учетом их мнения.

«На конкурс по Центру драматургии и режиссуры были поданы восемь концепций, — рассказала Шерменева. — Три, авторами которых являются Полина Васильева, Клим и действующий худрук Михаил Угаров, привлекли внимание департамента и получили максимальную поддержку экспертов. С ними департаменту нужно встретиться и поговорить, и, естественно, пока этого не произойдет, никаких решений принято не будет». Чиновница отметила, что Угарова на данный момент нет в Москве: режиссер находится на киносъемках.

«В любом случае переговоры с Угаровым важны и необходимы для дальнейшей работы», — отметила Шерменева.

С Климом представители департамента уже успели встретиться, с другими двумя авторами концепций встреча еще предстоит.

Позже на сайте департамента культуры появилось сообщение о том, что было принято решение о внедрении в ЦДР художественной концепции Клима на базе административной работы нынешнего руководства организацией.

«С Юханановым определенности больше, — отметила Шерменева, — однако и здесь необходимо соблюдение процедуры. В Театре им. Станиславского на сегодняшний день работает действующий директор Борис Хвостов — необходимо встретиться и с ним по вопросу дальнейшей работы». Очевидно, чиновница имеет в виду вопрос о том, будет ли он занимать свое место в дальнейшем: вместе с Юханановым над его концепцией работала директор Марина Андрейкина. Встречаться с Юханановым и Хвостовым представители департамента планируют 2 июля.

Творческий конкурс проводится в связи с истечением контрактов Михаила Угарова и худрука Театра им Станиславского Валерия Беляковича.

Оба театра в Москве весьма заметны — и благодаря своим режиссерам и постановкам, и в силу происходивших в них в разное время скандалов и недоразумений.

Так, в Театре им. Станиславского до определенного времени худруки менялись едва ли не каждый год. За последнее время в их числе успели побывать режиссер-новатор Владимир Мирзоев, постановщик Татьяна Ахрамкова, а также бывший глава Александринки, актер и режиссер Александр Галибин — его уход в 2011-м сопровождался масштабным конфликтом с трудовым коллективом. На его место был назначен Валерий Белякович, руководивший Театром на Юго-Западе: именно с этим режиссером была связана популярность театра в 80-х и начале 90-х. На своем новом посту Белякович совмещал руководство двумя этими театрами, однако критика оценивала его успехи как весьма средние.

Несколько недель назад Валерий Белякович написал заявление по собственному желанию и был уволен приказом департамента до объявления итогов конкурса.

Центр драматургии и режиссуры был основан в 1999 году драматургами Алексеем Казанцевым и Николаем Рощиным и фактически стал колыбелью российской «новой драмы». Здесь ставили свои первые постановки Кирилл Серебренников, Владимир Панков, Ольга Субботина, впервые ставились на сцене тексты Максима Курочкина, братьев Пресняковых, Василия Сигарева, Ксении Драгунской. Именно здесь поставил свой «Облом off» по переработанному и переосмысленному тексту Гончарова действующий худрук Михаил Угаров — этот спектакль стал, вероятно, самым громким в его послужном списке.

Угаров совмещает художественное руководство ЦДР с аналогичной позицией в негосударственном «Театре.Doc».

Одним из самых заметных дел на посту руководителя ЦДР было создание Мастерской на Беговой, главой которой Угаров назначил перспективного режиссера Марата Гацалова. Мастерская стала своего рода биржей театральных проектов, на которых молодые режиссеры и дипломники профильных факультетов театральных вузов в сжатые сроки делали и показывали эскизы будущих спектаклей, а руководители театров могли пригласить к себе новые режиссерские, актерские и драматургические кадры. Кроме того, Угаров сделал несколько постановок, среди которых «Класс Бенто Бончева» по пьесе Максима Курочкина и «Маскарад Маскарад» по мотивам драмы Лермонтова.

Не обошлось без внутренних скандалов и здесь. О самом громком из них подробно писала «Газета.Ru»: часть труппы, работавшая на бессрочных контрактах в ЦДР, выразила недоверие Угарову в связи с внедрением им новых методов работы. В частности, артистам труппы во главе с Ольгой Субботиной не нравилась система «мастерских». Их оппоненты возражали, что Алексей Казанцев задумывал ЦДР как театр без труппы и набирать артистов в труппу театру пришлось из чисто формальных соображений, чтобы не лишиться фондов заработной платы. Театр при этом исповедовал проектный принцип работы, а не занимал артистов в постоянном репертуаре. На этом основании новое руководство отказывало своим оппонентам в праве решающего голоса.