Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Критика офисного разума

В МХТ показали работу «Йоханн Хольтроп. Отпечаток общества», поставленную немкой Фридерике Хеллер с российскими артистами

В МХТ имени Чехова показом эскиза спектакля Фридерике Хеллер «Йоханн Хольтроп. Отпечаток общества» открылся проект «Немецкий театр. Впервые на русском» — серия постановок немецких режиссёров по современной драматургии.

Совместный проект МХТ и Гёте-института, «Немецкий театр. Впервые на русском» — часть долгосрочной программы Художественного театра, в рамках которой европейские режиссёры ставят спектакли по драматургии своих стран с московскими актёрами. Обязательным условием является то, что тексты, над которыми они работают, специально переводятся на русский язык и до премьеры в России ни разу не публиковались. Проект существует в формате режиссёрской лаборатории: спектакли показываются в виде эскизов, после чего репетиции самых удачных из них продолжаются, и они входят в репертуар театра.

Открыл программу проект «Французский театр. Впервые на русском». За два сезона в МХТ было показано 9 эскизов постановок по французским пьесам (от пьес конца XX века до современных), четыре из которых в итоге стали спектаклями. Теперь наступил черёд немецкого театра, и если среди режиссёров-французов были имена в основном малознакомые, то на этот раз дело обстоит иначе. Первый же эскиз (остальные будут представлены в следующем сезоне) поставила Фридерике Хеллер, одна из самых известных и успешных германских режиссёров среднего поколения, постоянно работающая в берлинском «Шаубюне» и выпустившая там несколько спектаклей.

В России её постановки до сих пор не привозили ни разу, и уже сам факт её приезда и встречи с русскими актёрами, безусловно, событие.

Для спектакля Хеллер выбрала не драму, а прозу скандального писателя Рейнальда Гёца, жесточайшего и последовательного критика общества потребления. Его новый роман «Отпечаток общества» вышел в Германии в прошлом году и вызвал ожесточенные дискуссии. В России писатель почти неизвестен, и постановка в МХТ стала чуть ли не первой для российской публики встречей с его творчеством.

Спектакль безупречен вроде бы со всех точек зрения — и режиссёрски, и актёрски, и по решению пространства. Хеллер вместе с художником Сабине Кольштедт

помещают историю топ-менеджеров гигантской корпорации в строгий и аскетичный мир, где нет ничего, кроме трёх массивных кожаных кресел, трибуны для докладов и пресс-конференций, велотренажёра и шкафа, куда можно спрятаться для секретных переговоров.

На проекционном экране появляются то логотип какой-то фирмы, то крупные планы актёров, то слайды к сыплющей непонятными терминами презентации, то места действия. Когда разговор происходит в офисе — оконное стекло со стекающими по нему каплями. Когда уволенный герой Тхеве произносит длинный монолог, он сидит на кресле, а на экране за его спиной бежит пустая ночная автодорога — получается, что он едет на машине.

Когда герои спускаются в лифте, они просто встают между двумя креслами, а надпись на экране несколько раз поднимается и сменяется следующей такой же — так они проезжают этажи.

Это пространство, где каждая из деталей идеально работает и обрастает множеством функций, где нет ничего лишнего и всё подчинено строгой логике, как и в среде высокого бизнеса.

Актёры играют с немецкой простотой и отточенностью. Кажется, нет ни одного случайного жеста, ни одной не простроенной интонации. Вышколенный, обаятельный и жестокий топ-менеджер Йоханн Хольтроп петербургского актёра Дмитрия Готсдинера, его грузный и растерянный, изгнанный им бывший соратник Тхеве в исполнении Павла Ильина, плетущий интриги советник их обоих (Валерий Трошин) — все они мало отличаются друг от друга, в равной степени принадлежа к той породе офисного планктона, которая вдруг выросла до акульего размера.

Здесь нет места никаким эмоциям, ничему, кроме расчёта, жертвой может оказаться каждый, а жалости не знает никто.

В какой-то момент спектакль начинает выглядеть слишком сухим, но тут же разбавляется толикой абсурда. Тхеве-Ильин вдруг выходит на сцену в костюме мохнатого бурого медведя, который крутит педали тренажёра, урчит, выпрашивает у Хольтропа бокал вина, обнимает героев и пускается в пляс. Здесь и очередной плевок в общество потребления, выставляющее всё на продажу, и явная ирония немецкого режиссёра по отношению к стереотипам о России. А сам Хольтроп вдруг облачается в индейские перья и запевает под караоке песню Уитни Хьюстон «Greatest Love of Аll».

Герои превращаются в пародии на самих себя, делая всё, чтобы не вызывать уже никакого сочувствия.

И даже на похоронах Тхеве урну с его прахом будет изображать медвежья голова, которую он сам снимет и положит на пол.

В своём эскизе Хеллер поставила только первую часть романа, и в финале один из актёров пролистывает до конца папку с текстом, пропустив огромную часть, и вдруг объявляет: «А на 342-й странице Йоханн Хольтроп бросится под поезд», — заставляя героя удивлённо и недоверчиво посмотреть в свою сторону. Такой развязки ничто не предвещает, и невозможно представить, что приведёт к катастрофе это воплощение цинизма, самодовольства и социального успеха в человеческом обличье.

Если не считать скомканности финала, подготовленный за две недели эскиз уже выглядит скорее полноценным спектаклем, чем заявкой на него.

Но главная его проблема лежит в области смыслов. Гёц и Хеллер усердно повторяют зрителям, что мир бизнеса зол, жесток и холоден, давит людей как мух и вытаскивает из них души. Ничего большего из спектакля вынести нельзя (по крайней мере на данном этапе), а все эти истины давно всем известны и стали общими местами в том числе и для театра, даже для российского, вроде бы к этим темам обращающегося не очень часто. Возникает ощущение, что возможности и актёров, и режиссёра гораздо шире «Отпечатка общества» как литературной основы.

Что это спектакль, сделанный людьми, которые с самого начала точно знали, как его поставить и как сыграть, и что им по плечу гораздо более сложные и интересные задачи.

Однако это вовсе не означает, что, если работа над постановкой продолжится и роман будет воплощён полностью, в ней не смогут открыться новые грани и менее тривиальные истины.

Новости и материалы
Водитель спасся из вспыхнувшего внедорожника после ДТП в Забайкалье
Хакеры взломали роутеры в разных странах для беспрецедентной DDoS-атаки
Число отравившихся в Якутии детей выросло до 29
Российская ПВО сбила HIMARS и Hammer
VK удалил выпуск «Что было дальше?» со звездой «Слова пацана»
Туткамышева рассказала, считает ли она себя тренером
На Украине принудительно мобилизовали сына священника
ВСУ покидают позиции в районах Горняка и Кураховки
Мизулина опровергла, что давала разрешение с печатью на проведение концерта
Два украинских беспилотника сбили в Белгородской области
Стало известно, какие пенсии получают в Великобритании
В Госдуме сообщили о намерении восстановить Угледар
Прокурор запросил семь лет колонии для пожилого американца, воевавшего за ВСУ
Зеленский получил полную базу уклонистов, которые уехали из Украины
Раскрыт дизайн флагманского смартфона Xiaomi 15 Pro
Цены на нефть рекордно растут на фоне эскалации на Ближнем Востоке
Названы потери ВСУ в зоне ответственности группировки войск «Центр»
В Харьковской области и ДНР уничтожены шесть украинских складов боеприпасов
Все новости