Июнь имени Чехова

В Москве открылся XI Международный Чеховский театральный фестиваль



Сцена из спектакля «Синдром Орфея»

Сцена из спектакля «Синдром Орфея»

МТФ им. А.П.Чехова
В Москве открылся XI Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова – один из старейших в стране международных смотров, который существует уже 21 год и до сих пор остается самым масштабным из всех.

В своё время именно Чеховский фестиваль впервые открыл российским зрителям европейский театр. Конечно, и до его появления, еще в советское время, гастроли лучших европейских режиссёров в столице случались, но они были очень редки и бессистемны, а огромный пласт современного искусства в самых радикальных его проявлениях был просто закрыт. И, когда в начале 90-х возник «Чеховский», он долгое время оставался чуть ли не единственным в России смотром, постоянно привозившим лучшие спектакли режиссёров со всего мира. В лучшие годы в фестивале участвовали десятки спектаклей из множества стран, а

в одной афише встречались такие значимые имена, как Джорджо Стрелер и Питер Брук, Кристоф Марталер и Питер Штайн, Роберт Уилсон и Эймунтас Някрошюс, Кристиан Люпа и Ариана Мнушкин:

На несколько месяцев Москва действительно становилась столицей мирового театра.

В последнее время Чеховский фестиваль сильно изменил свой облик. Теперь, когда количество смотров европейского драматического театра в Москве и Петербурге превосходит, собственно, европейские показатели,

фестиваль стал делать акцент на театре невербальном: танцевальных спектаклях ведущих европейских хореографов и почти неизвестном у нас жанре «нового цирка».

В фестивале этого года среди 19 спектаклей из 12 стран драматических постановок – меньше трети.

Открылся фестиваль спектаклем «Рауль» Компании майского жука, созданным французом Джеймсом Тьере – внуком Чарли Чаплина и правнуком американского драматурга Юджина О'Нила. Несколько лет назад он уже был на «Чеховском» со спектаклем «До свидания, зонтик!». В своём новом опыте он оказывается и автором, и режиссёром, и единственным исполнителем — которому, правда, помогает огромное количество техников.

Тьере с молниеносной скоростью перемещается по сложносочинённому пространству, наполненному загадочными предметами, танцует, лицедействует и путешествует по странному миру сновидений, где встречает прогуливающегося по сцене гигантского слона и других невиданных существ.

Спектакль, существующий на грани танца, цирка и театра художника, состоит из вереницы волшебных образов, неожиданных и непостижимых.

Ещё одним из самых ожидаемых майских событий фестиваля станет «Синдром Орфея» — ко-продукция «Чеховского» со швейцарским театром «Види-Лозанн», одним из самых известных в Европе.

Российский режиссёр Владимир Панков, создатель уникального жанра саундрамы и руководитель одноименной студии, с этого года вошедшей в число резидентов «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова,

поставил спектакль, в котором попробовал собрать воедино сюжеты вроде бы несоединимые – пьесу Жана Кокто «Орфей» и произведения Владимира Маяковского.

Российские актёры студии «Soundrama» вместе со швейцарскими артистами разыгрывают хитросплетённую историю, в которой судьбы двух очень разных художников рифмуются между собой, а они оба уподобляются Орфею.

Если и Тьере, и Панков хорошо известны российским зрителям, то ещё один гость фестиваля, израильский хореограф Охад Наарин, приезжает в Россию впервые. Его танцевальную компанию «Батшева» часто называют среди ведущих в мире трупп. В Москве она покажет сразу два спектакля. Один из них, «Deca dance», идеально подходит для знакомства с публикой – он предлагает своего рода дайджест творчества Наарина, состоящий из фрагментов 8 разных его постановок, созданных в промежутке с 1992 до 2007 года. Второй спектакль, «Sadekh21», для восприятия гораздо сложнее:

18 танцоров выстраивают сложные композиции под медитативную музыку, в пустом пространстве, среди белых стен, движениями нежными и плавными, но скрывающими за собой сильную страсть.

Другие танцевальные спектакли в программе «Чеховского» покажут его постоянные участники. Театр «Cloud Gate» из Тайвани, бывший на фестивале уже трижды, привезёт спектакль «Девять песен», вдохновлённый циклом знаменитого китайского поэта Цюя Юаня, жившего до нашей эры. Под традиционную китайскую музыку в традиционных же костюмах танцовщики справляют на сцене действо, напоминающее ритуал –

но в архаику вдруг вплетается современность в виде людей в офисных костюмах, велосипедистов и борющихся за свободу манифестантов на роликах.

Английский хореограф Мэтью Боурн, умеющий превращать классические балеты в красочные шоу и постоянно переносящий их действие в современность, будет представлен на смотре своей недавней премьерой – «Спящей красавицей». В его прочтении знакомство зрителей с красавицей начинается в 1890 году, когда был создан балет Чайковского, затем, взрослея, она переносится в эпоху британского короля Эдварда и засыпает – а пробуждается уже в XXI веке.

Боурн обещает показать «готическую сказку для всех возрастов» и «сверхъестественную историю любви».

Впрочем, на фоне других его опытов, спектакль кажется довольно строгим и целомудренным.

Философ от хореографии Жозеф Надж сам станцует в своём спектакле «Sho-bo-gen-zo», исполненном японских мотивов и аллегорически передающем отношения самурая и молодой японки. Спектакли Наджа всегда завораживают своей медлительностью, аскетизмом, и пластической скупостью, в которой каждый жест имеет всеобъемлющее значение.

А знаменитую балерину Сильви Гиллем можно будет увидеть в хореографическом вечере «За 1600 миль», где она станцует сразу в двух коротких балетах хореографов, без которых уже не одно десятилетие немыслим современный танец – Уильяма Форсайта («Rearray») и Матса Эка («Bye»).

В драматической программе «Чеховского» главными событиями станут «Процесс» Мюнхенского Каммершпиле и «Карты I: Пики» канадского театра «Ex Machine». «Процесс» Кафки поставил один из самых ярких немецких режиссёров, Андреас Кригенбург, в Москве до сих пор бывший лишь однажды – на фестивале «NET» со своей версией «Трёх сестёр», которая вызвала столь ожесточённые споры, что забыть тот спектакль многие до сих пор не могут. «Процесс» вряд ли окажется для российских зрителей таким же скандальным и противоречивым, но тем не менее острогротескная форма постановки Кригенбурга не может не впечатлить:

действие происходит на постоянно движущемся поворотном кругу, который то опускается на пол, то наклоняется, то поднимается вертикально.

Герои вынуждены обживать перевернутый мир, ползая по нему, как насекомые – кафкианский абсурд делается для них единственно возможным образом жизни.

Но больше всего искушённые зрители будут ждать на фестивале, конечно же, спектакль Робера Лепажа «Карты I: Пики», который пройдёт под его занавес: с 25 по 30 июня. Канадский режиссёр, впервые привезённый «Чеховским» в Москву в 2007 году, уже успел стать одним из самых авторитетных и любимых в России иностранных постановщиков. Уникальность Лепажа в том, что, используя в своих спектаклях такие сложные мультимедийные технические средства, которые не снились почти ни одному театру в мире. Вместе с тем, он обладает умением рассказывать удивительно трогательные человеческие истории, создавая масштабные картины жизни общества начала XXI века, но всегда выводя на первый план те моральные ценности, которые сегодня многим кажутся ушедшими в прошлое. Он делает театр, невероятно насыщенный метафорами и эффектами, но в то же время простой и понятный каждому, кто сидит в зале.

В этот раз мы сможем увидеть новый спектакль Лепажа – первую часть задуманной им тетралогии «Карты», смотрящей на мир как на карточную игру. Каждая из четырёх частей будет связана с определённой мастью и теми понятиями, которые она обозначает. «Пики» посвящены войне: действие происходит во время войны в Ираке, одновременно в двух городах среди пустынь на разных континентах, Лас-Вегасе и Багдаде. Как всегда у Лепажа, глобальный катаклизм показывается через личные человеческие отношения и их неразрешимые противоречия. Спектакль играется на арене, и в Москве пройдёт в Цирке на Цветном бульваре.