Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Алиса в стране управляемой демократии

В Центре им. Мейерхольда сделали спектакль-ликбез по экономике и гражданским правам

В спектакле «Алиса и государство», прошедшем в Центре им. Мейерхольда, героиню Льюиса Кэрролла отправили к демонстрантам с Болотной площади и научили общаться с полицейскими при задержании.

Спектакль «Алиса и государство» родился из учебного проекта вчерашних студентов, а теперь уже выпускников «Школы театрального лидера» — драматурга Саши Денисовой («Зажги мой огонь») и режиссера Алексея Жеребцова. Сессия была посвящена социальным проектам в театре — направлению, серьезно и давно развивающемуся на Западе, а в последнее время и у нас. Можно вспомнить акции московских артистов в детских больницах, работу актеров и драматургов в колонии или, например, школьные уроки литературы в рамках программы «Актуализация классики» Театра.Doc.

Команда Денисовой и Жеребцова придумала провести правовой ликбез: предполагалось, что актеры в театрализованной форме будут рассказывать зрителям об их правах и обязанностях.

Со временем проект вырос в нечто большее, и, как показала премьера, прикладная функция совсем не помешала ему стать полноценным театральным спектаклем. По большей части это заслуга режиссера Алексея Жеребцова и команды Liquid-театра, которые облекли трудно усваиваемую информацию в форму скетча. Впрочем, и сам текст Саши Денисовой, построенный скорее не как линейное повествование, а как набор эпизодов, отсылающий к кинематографическому принципу построения сюжета, чередует фрагменты плотно сжатой информации с пародийными публицистическими зарисовками.

Лекцию об устройстве государства, о том, как могут и как должны строиться отношения гражданина с административным аппаратом, авторы встроили в фабулу «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.

Героиня Инны Сухорецкой — хрупкая маленькая девушка в широкой юбке и кроссовках — отвечает на экзамене. Она торопится, щебечет — настоящая отличница, обязательная, умненькая, аккуратная. Такая, которых всегда любят педагоги. Но в этот раз препод — бородатый экспрессивный мужчина в пиджаке — оказался не в настроении. От его отчаянного крика бедная Алиса падает в обморок, и все тонет в темноте. Когда темнота немного отступает, Алису окружают какие-то странные существа: они похожи на ее однокурсников и педагога, только у ребят — кроличьи маски, а у преподавателя — уши кота. Впрочем, здесь это не Чеширский кот, это котик, котэ — такой, которых так любят постить юные современные дамы в своих соцсетях. Пертурбации произошли и с другими персонажами Кэрролла:

участники Безумного чаепития превратились в завсегдатаев Болотной, а Черная Королева, вершащая суд над подданными, по интонации и замашкам — вплоть до прямых цитат — напоминает российского гаранта Конституции.

Спектакль состоит из пятнадцати эпизодов, каждый из которых — встреча Алисы с тем или иным аспектом взаимоотношений государства и гражданина. Из каждой ситуации ей нужно найти какой-то выход — ответить на вопрос или получить новую информацию. Наиболее удачные эпизоды спектакля — те, где важная информация смыкается с ненавязчивой театральной формой, где этот баланс между зрелищностью и смыслом выдержан в наибольшей степени.

Вообще, поиск адекватной формы, учитывая непривычность выбранного жанра спектакля-лекции или спектакля-дискуссии для российского театрального пространства, думается, был главной задачей и проблемой авторов.

В каждом из эпизодов спектакля, длящегося два с половиной часа, эта проблема решена с той или иной мерой успешности. Котика, в которого превратился преподаватель экономики, иногда слишком много. Эпизод со старушками с клумбами на голове, пытающимися решить свои коммунальные проблемы, — может быть, самый смешной момент спектакля: актеры Luquid-театра очень свободно и изящно существуют в пародийной стихии, обмениваясь суетливыми репликами про счетчики, РЭУ, ЖЭК и прочее. Особенно запоминается загадочная фраза «Напряжение под потребителем проседает» — в таких формулировках, между прочим, суть нашего государственного устройства и отношения государства к гражданам, может быть, отражается гораздо более емко и точно, чем в пространных статьях оппозиционных публицистов. Впрочем, в целом этот эпизод остается лишь комической зарисовкой: понимания про счетчики после нее больше не становится.

Один из наиболее удачных в отношении пресловутого баланса формы и содержания эпизодов — встреча Алисы с Патрулем.

Два высоченных полицейских на ходулях — копии кэрролловских Труляля и Траляля — окружают маленькую Алису, требуя предъявить документы.

Они очень забавно демонстрируют ей возможные поведенческие механизмы наших сограждан в общении с полицией, но при этом сообщают ей информацию, которую не всегда помнишь (и в ситуации встречи с охранниками правопорядка не всегда и вспомнишь), но которая в нынешних социально-политических и судебных условиях может оказаться крайне полезной.

Спектакль дрейфует от лекции к политической сатире, к финалу полностью уходя в публицистику.

С одной стороны, остроумная пародия на депутата-единоросса (здесь речь идет о партии единорогов, празднующей юбилей своей партии) с издевкой над безумными законами, оживляет зал и заставляет зрителей почувствовать себя принадлежащими к некоему сообществу своих.

Но, с другой стороны, это, конечно, уже не лекция.

Пожалуй, главное, что остается в сухом остатке и что делает этот спектакль важным, — это установка на правильное, здоровое отношение к государству. В одном из эпизодов Алиса узнает много интересного — например, о том, что в истории, вполне недавней, есть прецеденты нормального функционирования общества при отсутствии государства. О том, что многое из того, что считается главными функциями власти (печатание денег или правовая и судебная система), было придумано совсем не государством, а частными лицами. О том, что существует вертикальное и горизонтальное устройство общества, и большой еще вопрос, что хуже.

Если оглянуться на наши реалии, например, можно увидеть, что в связи с очевидной неэффективностью государства, особенно в том, что касается сферы социальной, многие из его функцией люди давно уже взяли на себя: например, кто бы тушил пожары, искал пропавших детей и скрашивал жизнь одиноким старикам в богадельнях, если бы не волонтеры? Неспроста ближе к финалу в спектакле звучит монолог Доктора Лизы о бездомных. «Алиса и государство» в первую очередь — не о Болотной, не о Путине и не о счетчиках. А о том, что нет эффективнее социальной стратегии, чем самоорганизация.

Новости и материалы
Россиянам рассказали, какое вещество в шашлыке вызывает рак
Онколог Черемушкин: при жарке мяса в нем образуется канцероген бензапирен
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Все новости