Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Какую вещь испортили

В театре Ермоловой показали «Портрет Дориана Грея» — Олег Меньшиков сыграл лорда Генри в постановке Александра Созонова

Театр Ермоловой показал «Портрет Дориана Грея» — свою самую амбициозную премьеру. Худрук Олег Меньшиков сыграл роль лорда Генри в спектакле молодого режиссера Александра Созонова по Оскару Уайльду.

Среди всех проектов переформатированного год назад Театра им. Ермоловой «Портрет Дориана Грея» изначально был и самым глобальным (бюджет спектакля составил несколько миллионов рублей), и самым важным. Работа над спектаклем велась много месяцев, премьеру неоднократно переносили (планировалось, что именно ею должен был открыться обновленный театр). В итоге «Дориана Грея» сыграли, когда театр уже потерял право на ошибку. Среди первых трёх его премьер ни одна так и не стала безусловной удачей. «Самая маленькая большая драма» от режиссёра Родиона Овчинникова дала зрителям уникальный шанс увидеть спектакль XIX века, сыгранный так, как будто Станиславского не было и в помине. «Язычники» Евгения Каменьковича на общем фоне выглядели интересно и современно, но всё равно были приняты критикой в штыки, «Снегурочка» Алексея Кузьмина-Тарасова и вовсе показались многим каким-то недоразумением.

В таких условиях «Портрет Дориана Грея» обернулся для Меньшикова последней в этом сезоне возможностью доказать, что его реформы способны привести к серьёзным результатам.

В итоге эти результаты были достигнуты — по крайней мере, с формальной точки зрения. Созонов привлёк к работе над спектаклем множество профессионалов из разных областей: композитора и музыканта, актёра «Седьмой студии» Юрия Лобикова, известного видеохудожника Яна Калнберзина, одного из самых титулованных российских современных хореографов Анну Абалихину, дизайнера «Гоголь-центра» и проекта «Платформа» Наталью Шендрик (она разработала фирменный стиль спектакля и бренд «DG»), саунд-дизайнера »::vtol::», работающего с экспериментальными звуковыми приёмами. Все вместе они создали постановку одного из самых изощрённых мультимедийных зрелищ, которые видела московская сцена — и уж точно самую технически сложную работу за всю историю Театра Ермоловой.

В «Портрете Дориана Грея» всё время что-то трещит, грохочет, льётся музыкой, завывает; видеопроекции появляются со всех сторон и во всевозможных вариациях, подчиняя себе пространство. В Москве, конечно же, уже давно привыкли к спектаклям с использованием видео, но гигантского монитора, который с помощью хитрой конструкции постоянно летает над сценой и перемещается во все стороны, явно ещё не видали. А технология, позволяющая «в прямом эфире» помещать актёров, стоящих на однотонном фоне, в любую необходимую видеосреду, была опробована лишь однажды, в «Идеальном муже» Константина Богомолова. Однако для режиссёра Александра Созонова эти приёмы – не голый эпатаж и не способ самовыражения, а метод мышления и оптимальная для его замысла форма.

Действие спектаклей Созонова разворачивается как бы в виртуальной реальности – так уже было у него и в независимом проекте «Riverside drive» по пьесе Вуди Алена, и в «Медленном мече» Юрия Клавдиева, поставленного в Центре драматургии и режиссуры. В его спектаклях сценическое действие как таковое уходит на второй план и сложно монтируется как с заранее снятыми кадрами, так и с онлайн-видеотрансляцией. Его театр – нечто среднее между компьютерной игрой и клипом:

Созонов ставит спектакли-комиксы, где живой человек растворяется в цифровом хаосе и оказывается окружен сплошными симулякрами.

В «Дориане Грее» реальность расплывается, делаясь непознаваемой и неуловимой. Сцена перед аккуратно вписанной в портал Ермоловского театра конструкцией с обшарпанными стенами всё время почти пуста, но видеосъёмка легко превращает невзрачный кукольный домик в место светской тусовки, рождает причудливые, ирреальные образы и вписывает живых актёров в абстрактные композиции.

Сам портрет Дориана Грея, созданный художником Бэзилом Холлуордом, у Созонова носящим дреды, становится объектом видеоарта. Ослепительно белый мужской силуэт, сияющий на голубом фоне и переливающийся радужным сиянием – получается, что Бэзил в прямом смысле запечатлевает не внешность Дориана, но его душу. И с первым проступком красивого юноши рука «портрета» окрашивается в ядовито-зелёный, переставая светиться.

К концу спектакля вся картинка сделается зелёно-красной и утратит всякое сходство с живым человеком.

«Портрет Дориана Грея» у Созонова — история развенчания и гибели образа, которого никогда на самом деле не существовало.

Потому что сам Дориан, сыгранный Сергеем Кемпо, совершенно обычным человеком, в котором нет ничего особо прекрасного, совсем не похож ни на компьютерный портрет, ни на свой идеализированный образ, глядящий на зрителей с проекций-билбордов (сексапильные и хорошо отфотошопленные портреты Дориана со слоганами вроде «Безграничная власть», «Главный бестселлер сезона» и «Будь особенным. Будь ДГ»). Это всего лишь выдуманный и хорошо продаваемый бренд, сочинённый продюсером Лордом Генри и не имеющий отношения к своему прообразу.

Лорд Генри в исполнении Олега Меньшикова приобретает поистине демонический вид. Это существо явно не нашей природы, это человек-схема, заправляющий всем вокруг себя и создающий мир по своему образу и подобию.

Он всё время появляется в новых костюмах, но никак не меняется внутренне. Саркастическая ухмылка, цинично равнодушный тон, властно презрительный взгляд. Меньшиков играет злого гения, подчинившего себе всех и сразу. Он всё знает наперёд, потому что сам сочиняет все, что происходит.

В прологе Генри появляется на сцене старенький, на автоматически движущейся инвалидной коляске, но выглядит не вспоминающим молодость шоуменом-пенсионером, а скорее персонажем мистического триллера. То и дело он зачитывает фрагменты из романа Уайльда по книге, всё с тем же насмешливым самоупоением, и уже не остаётся сомнений, что всё происходящее – плод его фантазии. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что подлинный портрет Дориана Грея здесь совсем не искусная видеоинсталляция, а сам Лорд Генри – насквозь прожжённая, циничная и много раз согрешившая душа не отражается на экране, а материализуется во плоти.

Спектакль Созонова идеально придуман концептуально и воплощён технически. Проблема его лежит лишь в плоскости актёрского существования — все остальные его составляющие принадлежат XXI веку, а вот игра артистов мощно укоренена, самое позднее в середине XX-го. Большинство актеров — за исключением Меньшикова и ещё пары человек —

играют здесь точно так же, как если бы вокруг них были не видеопроекции, а живописные задники, а на них самих парики, камзолы и кринолины вместо модных современных костюмов.

Но даже по законам старого театра их игра не выдерживает никакой критики, потому что реплики многих из них в зале попросту невозможно расслышать.

В этом чудовищном разрыве между формой спектакля и способом преподнесения текста можно было бы, конечно, обвинить режиссёра – что, возможно, было бы справедливо, особенно с учётом того, что Созонов впервые столкнулся в работе с актёрами маститого репертуарного театра. Но нельзя закрывать глаза на то, что предыдущие премьеры Ермоловского, «Снегурочка» и «Язычники», страдали ровно от тех же проблем. Так что дело, скорее всего, не в режиссерах, призываемых Меньшиковым в свой театр, а в артистах труппы, которые никак не могут (и, кажется, не всегда хотят) искать общий язык с современным театром.

Новости и материалы
Ветеран СВО отдал подрядчику 1,5 млн рублей за недострой вместо готового дома
ЕС утвердил дату начала переговоров с Украиной и Молдавией о членстве
Украина объявила в розыск подозреваемых в покушении на блогера из Казахстана
Участник СВО неделю питался листьями в ожидании эвакуации с поля боя
Подросток попал в больницу после драки в детском лагере в Красноярске
На Западе признали, что Киеву придется отказаться от вступления в НАТО
Фигуристка Волосожар рассекретила имя сына, которого родила от Транькова
Стало известно, сколько утильсбор принес российскому бюджету с начала года
В США рассекретили видео, снятое для террористов перед терактом 11 сентября 2001 года
Компания из Японии создала фильтр, превращающий гневные крики в спокойную речь
Дизайнер рассказала, чего точно не должно быть на современной кухне
Москвичка напала на медиков, которые попросили ее дочь расстелить простынь для УЗИ
Дипломат РФ отказался пройти алкотест после ДТП в Южной Корее
Кологривый вышел из себя: «Посмотри мне в глаза, я деревня есть»
Бывшая боец UFC станцевала на пилоне
КНР ввела санкции против американского производителя оружия Lockheed Martin
Россиянка родила недоношенного ребенка и закопала его заживо
Лавров обвинил НАТО в желании в одиночку решать вопросы безопасности в Евразии
Все новости