Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Распил по-американски

В прокат выходит «Техасская резня бензопилой 3D» — седьмой по счету фильм франшизы легендарной картины 1974 года

В прокат выходит «Техасская резня бензопилой 3D» — в седьмом по счету фильме франшизы, начатой легендарной картиной 1974 года, режиссер Джон Льюсенхоп по-новому ставит вопрос о том, кто в истории семьи Сойеров преступник, а кто жертва.

Семья техасских садистов и каннибалов Сойеров погибла в адском пламени еще в августе 1974 года. Шериф городка Ньют попытался было спасти маниакальное семейство, чтобы затем отдать под суд, но гнев народный оказался сильнее требований закона. Толпа озверевших местных реднеков с радостными воплями сначала перестреляла всех Сойеров, пытавшихся сопротивляться, а потом и сожгла дотла их дом вместе с оставшимися в нем беспомощными обитателями. Если бы не один из нападавших, Гэвин Миллер, в пламени погибла бы и новорожденная девочка. Но желание иметь детей у супруга бездетной женщины возобладало, и Хизер выросла в семье Миллеров, даже не подозревая, кто она есть на самом деле.

Разумеется, все это не могло продолжаться вечно. Через тридцать лет Хизер узнает, что ей в наследство от бабушки достался большой дом где-то в Техасе. Несмотря на уговоры приемных родителей, красавица решает самостоятельно поехать в Ньют, чтобы выяснить хоть что-нибудь о своих биологических предках. Вместе с ней в путешествие отправляются атлетичный бойфренд и лучшая подруга (конечно же, блондинка) со своим парнем, а по пути подсаживается еще один попутчик — загадочный молодой человек, который, по его словам, только что поругался со своей девушкой и теперь просит доставить его домой в Ньюпорт.

Однако по прибытии в Техас планы компании предсказуемо меняются: оказывается, что кроме шикарного особняка

бабушка оставила Хизер в наследство еще и кровожадное существо в кожаной маске и с бензопилой, которое, конечно же, приходится девушке не слишком уж дальним родственником...

Вышедший на экраны в 1974 году классический фильм Тоуба Хупера произвел в свое время настоящий фурор среди зрителей и критиков. О причинах недюжинных кассовых сборов и массового ажиотажа до сих пор идут споры: например, многие отмечают, что в фильме Хупера впервые появился новый класс убийц-маньяков — уже не людей, но еще не зверей.

Но, так или иначе, Хуперу удалось снять нечто большое, чем простую трэш-страшилку с расчлененкой.

Иначе как объяснить, что у фильма о техасской семейке психопатов вышло целых шесть продолжений и ремейков? Увы, ни один из фильмов, снятых после 1974 года, до «высот» оригинала так и не поднялся. И к сожалению, седьмой фильм франшизы, сиквел Джона Льюсенхопа, лишь пополняет ряды своих неудачливых предшественников.

Глупо было бы отрицать, что в 70-е годы прошлого века представления зрителей о допустимом (и, соответственно, недопустимом) на экране насилии существенно отличались от современных.

Слэшер об убийце в кожаной маске, безжалостно уничтожающем всех на своем пути при помощи любимой бензопилы, многими тогда воспринимался как прорыв, вторжение фриков-маргиналов на территорию коммерческого мейнстрима.

Увы, сегодня, когда Квентин Тарантино не стесняется выпускать на киноэкраны апологию жанра «блэксплотейшн», никого не испугать и не удивить ни подобным сюжетом, ни литрами крови, ни даже распиленными напополам жертвами: чтобы увидеть подобные кошмарные подробности, уже не обязательно даже идти в кинотеатр, достаточно включить теленовости.

После того как в 90-е годы экраны залили галлоны искусственной крови, а затем, с легкой подачи того же Тарантино, в моду вошли поделки вроде «Хостела», радикального прорыва в жанре «мясной фарш» ждать уже не приходится. Это хорошо понимают лучшие современные хоррормейкеры: ведь неслучайно во все значимые новые фильмы кровавого жанра («Кровавая жатва», «Мученицы») создатели постарались вплести какую-то дополнительную интригу, а в идеале — еще и завершить картину эффектной и непредсказуемой развязкой. И хотя у режиссера Джона Льюсенхопа, чьей карьерной вершиной остается картина «Мальчики-налетчики», к жанровым мастерам никак не отнесешь, он, в свою очередь, предпринял попытку вдохнуть хоть какую-то жизнь в полумертвую историю о техасском маньяке с инвентарем в руках.

Вот только сюжетный финт новой «Резни», по иронии, оказался куда ближе к заупокойной мессе, чем к пасхальной службе.

Сценаристы новой «Резни» (их трое) решили действовать проверенным способом — как говорится, «быть в тренде». В том, что «Кожаное лицо» в новой инкарнации — уже не только палач, но и жертва, а Хизер Сойер легко превращается из запуганной полуобнаженной красотки… в общем, в то, во что она превращается, многие без труда разглядят проявления у авторов «стокгольмского синдрома». Но все-таки первое, что приходит на ум в связи с «очеловечиванием» монстра и расчеловечиванием его противников-реднеков, —

недавно проявившаяся в Америке тенденция объявлять жертвами школьных инцидентов с огнестрелом не только погибших в очередной бойне учеников, но и психопатов, которым не смогло (или не захотело) помочь жестокое и бесчеловечное общество.

Оставив в стороне моральную и этическую оценку такого уравнивания, придется с грустью заключить, что подобный высокий и благородный подход к теме массовых убийц — не самый лучший каркас для слэшера. Как ни крути, а зритель массового кино в финале ждет если не хеппи-энда, то хотя бы какой-то определенности. Зло, конечно, может и восторжествовать, но ни в коем случае не оборачиваясь добром. Конечно, картина мира, в которой нет ни правых, ни виноватых, куда ближе к реальности, чем черно-белая традиционная дихотомия «добро — зло». Но попробуйте доказать это ребенку, рассказав ему сказку (к которой, как ни крути, сводится любой голливудский жанр), в которой Кащей Бессмертный окажется, например, жертвой тоталитарной медицины, а Баба-яга — жертвой домашнего насилия. В лучшем случае ребенок просто заскучает, а в худшем — начнет смеяться над тем, какую нелепость придумали на этот раз взрослые. Именно к этим двум реакциям — смертной тоске и гомерическому хохоту — и сводятся в итоге те немногочисленные эмоции, которые вызывает новая «Резня». И вряд ли стоит тратить два часа жизни на то, чтобы в очередной, уже трудно сосчитать какой раз испытать их в полупустом зале кинотеатра.

Новости и материалы
Четырехлетний ребенок отравился антидепрессантами в Петербурге
В Одессе произошел взрыв
В Армавире пенсионерка избила соседа самурайским мечом
В Запорожье слышны взрывы
В Совфеде уличили Евросоюз в лукавстве по вопросу российского газа
У Курильских островов произошли два землетрясения
Российской армии предложили быстрые укрытия для зоны боевых действий
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Все новости