Пенсионный советник

Кэмерон выдаст рукописи «Аватара»

Суд обязал режиссера и продюсера Джеймса Кэмерона ознакомить истцов по делу о плагиате с черновиками сценария фильма «Аватар»

Макс Степанов 24.01.2013, 18:03
Ed Jones/AFP/Getty Images

Суд обязал режиссера Джеймса Кэмерона ознакомить истцов по делу о плагиате с черновиками сценария «Аватара».

Верховный суд Лос-Анджелеса обязал режиссера и продюсера Джеймса Кэмерона предоставить черновики сценария фильма «Аватар» адвокатам Эрика Райдера, обвиняющего Кэмерона в плагиате его истории. При этом судья Алан Розенфильд отказал истцу в доступе к рабочим дневникам и календарям Кэмерона и Джона Ландау, директора принадлежащей режиссеру компании Lightstorm Entertainment.

«Мы должны быть очень осторожными, когда речь идет об идеях и информации», — сказал судья при вынесении вердикта.

Впрочем, адвокаты Райдера сдаваться не намерены: в их планах получение полной копии всех данных с компьютеров, которыми во время работы над «Аватаром» пользовался Кэмерон.

Свой иск Райдер подал еще в декабре 2011 года, обвинив режиссера в краже своей идеи. По словам истца, с 1999 года, во время работы в принадлежащей режиссеру компании Lightstorm Entertainment, он около двух лет работал над сценарием под названием «K.R.Z. 2068». Фильм на основе этого сценария, по задумке Райдера, должен был быть трехмерным эпиком, поднимать проблемы охраны окружающей среды, а среди его героев были задуманы и антропоморфные аборигены далекой планеты, и шпион, которого руководство алчной корпорации подсылает к этим аборигенам и который затем возглавляет восстание против политики своих работодателей и варварской добычи ценного минерала — всё это позже появилось и в поставленной Кэмероном ленте.

Сам режиссер утверждал, что идею «Аватара» придумал в середине 1990-х; тогда же он написал первый вариант сценария и собирался приступить к съемкам сразу после премьеры «Титаника», над которым тогда работал. Впрочем, идеи, которые он хотел реализовать, были за пределами возможностей тогдашних технологий, и создание будущего блокбастера было отложено на много лет; лишь в 2005 году Кэмерон вернулся к работе над картиной.

«Аватар» вышел в декабре 2009 года, заработал $2,78 млрд и стал самым прибыльным фильмом всех времен и народов — если, конечно, не учитывать инфляцию и увеличение цены билетов.

Кроме того, «Аватар» получил два «Золотых глобуса» как лучшая драма и за режиссуру, три «Оскара» — правда, лишь в технических номинациях, а также создал моду на 3D. После такого успеха Кэмерон немедленно объявил о съемках двух продолжений — они должны выйти в 2014 и 2015 годах.

Режиссер признавал, что в качестве источников вдохновения при создании «Аватара» он использовал романы Берроуза и Хаггарда, другие приключенческие и фантастические книги, мультфильм Хаяо Миядзаки «Принцесса Мононоке» и фильм Кевина Костнера «Танцующий с волками». Но от обвинений в плагиате эти признания Кэмерона не спасли.

Уже первые зрители усмотрели в нем сходство с диснеевской сказкой «Покахонтас»,

а неизвестные шутники разместили в интернете синопсис этого мультфильма, который с помощью немногочисленных исправлений превратился в сюжет «Аватара». Дальше — больше. Помимо Райдера на в суд на режиссера подал и писатель-фантаст Брайант Мур, который уверен, что Кэмерон взял за основу его сценарии к фильмам «Акватика» и «Потомки: опыление».

Брайант оценил ущерб в $2,5 млрд, сумма же претензий Райдера не разглашается.

Еще до этих исков некий владелец ресторана в Ванкувере вспомнил о том, что в 2002 году написал сценарий, который разослал многим студиям, в числе которых была и Lightstorm Entertainment; он оценивал похожесть двух сценариев в 80%.

Были и курьезные случаи.

Китайский суд отклонил иск писателя Чжоу Шаому (Zhou Shaomou), который уверял, что сюжет «Аватара» основан на его книге «Легенда о голубом вороне», написанной в 1997 году и опубликованной онлайн два года спустя. Министр культуры Якутии Андрей Борисов сравнил сюжет фильма Кэмерона с эпосом «Олонхо», поскольку в нем упоминается Мировое древо. Наиболее ударно выступила организация «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области», которые обвинили Кэмерона в плагиате сразу у доброго десятка фантастов, среди которых братья Стругацкие, Сергей Снегов, Иван Ефремов, Кир Булычев, Олег Дивов и Гарри Гаррисон; впрочем, в данном случае дело ограничилось только грозным заявлением.

Адвокат режиссера Берт Филдс еще в 2011 году заявил, что доказательства авторства Кэмерона неопровержимы и будут предъявлены на суде, а любой, кто решит обвинить настоящего автора «Аватара» в плагиате, останется ни с чем. Видимо, речь шла именно о тех черновиках, которые Кэмерону теперь предстоит достать из архива.