Пенсионный советник

Круз оружия и Херцог мира

В прокат вышел боевик «Джек Ричер» с Томом Крузом и Вернером Херцогом в главных ролях

Владимир Лященко 11.01.2013, 13:25
__is_photorep_included4920145: 1

В прокат вышел «Джек Ричер» — боевик, в котором главного героя играет Том Круз, а его врага — великий немецкий режиссер Вернер Херцог.

Тщательно подготовившийся снайпер заезжает на парковку и совершает возмутительное хладнокровное убийство, которое удается неожиданно быстро расследовать находчивому детективу (Дэвид Ойелоуо). Остается только предложить взятому с кучей улик ветерану войны в Ираке Джеймсу Барру (Джозеф Сикора) выбор: признание и пожизненное или суд присяжных и смертная казнь. В ответ Барр пишет на предложенном документе имя «Джек Ричер», носителем которого оказывается другой отставной служивый, бывший армейский следователь без постоянной прописки и рода занятий (Том Круз).

Найти его невозможно, но он появится сам, очарует женщину-адвоката (Розамунд Пайк), покалечит и убьет обидчиков и разворошит преступное гнездо.

«Джек Ричер» — вторая режиссерская попытка сценариста Кристофера Маккуорри («Оскар» за «Обычных подозреваемых»). Предыдущей был «Путь оружия» с Бенисио дель Торо и Райаном Филлиппом, которым автор надеялся убедить голливудских продюсеров в собственной состоятельности в качестве постановщика. Фильм прохладно встретили критики, он собрал меньше довольно скромного бюджета. Так что следующего шанса пришлось ждать еще 12 лет.

Им стала экранизация одной из семнадцати книг про внесистемного вершителя правосудия.

Герой, которого придумал английский детективщик Ли Чайлд, — что-то среднее между Савелием «Бешеным» Говорковым из романов Виктора Доценко и боевым пловцом Мазуром из цикла «Пиранья» Александра Бушкова.

Джек Ричер родился на одной из военных баз, вдали от США, и на родную землю попал, только отслужив стране по всему миру, чтобы тут же раствориться: он не использует ни мобильный телефон, ни кредитные карточки. Его адрес, если таковой существует, никому не известен.

Забавно: по описанию, которое дает автор литературного первоисточника, Ричер — голубоглазый блондин под два метра ростом, однако именно в этом фильме Круз впервые за долгое время оказывается на своем месте. Ему не приходится менять внешность, как в последней «Миссии», где он и без маски выглядел восковой копией самого себя. Он просто снимает рубашку и стоит на фоне окна, пока адвокатица пытается изложить суть дела. Сосредоточиться не получается: «Может, вы хотя бы рубашку наденете?»

«Так вот же она», — отвечает невозмутимый пятидесятилетний юноша, держа в руке свежевыстиранный и отжатый предмет одежды. «Багаж потеряли?» — интересуется прокурорская дочь. И одинокий рейнджер ставит победную точку: «У меня нет багажа». Этому супергерою не нужны ни запасное белье, ни гаджеты Итана Ханта, ему нравятся винтовки, хотя с самоуверенными громилами он справляется голыми руками.

Маккуорри снял фильм категории Б, какие делали в 1980-х, где плохие копы в условиях вечно барахлящей судебной системы карали еще более плохих парней, презрев букву закона, карьеру, покой и личное счастье.

На такое кино могла бы давать деньги Национальная стрелковая ассоциация США, а на финальных титрах шампанское могли бы открывать представители оружейного лобби.

С лучшим человеком в фильме (триумфальный выход артиста Роберта Дюваля) герой встречается на стрельбище — а там доверие можно заслужить, лишь положив три пули в «десятку».

Хочется присовокупить к числу потенциальных поклонников картины еще и уважающих силу республиканцев, но Том Круз — известный демократ, а его герой настроен слишком антигосударственно: он действует в рамках своего рода анархической системы неотвратимости наказания, оставаясь при этом гуманистом. Не столько сверхчеловеком, сколько аскетом, служителем человечества.

За превосхождение же и попрание человеческого здесь отвечает обладатель уникальных внешности и акцента Вернер Херцог: немецкого режиссера позвали на роль инфернального душегуба, вышедшего из врат ГУЛАГа. Умолчим о том, что с безжалостным человеком из тени сотворили сибирские морозы и воля к жизни (так, как он сам, об этом не расскажет никто), но именно его присутствие превращает просто хороший ностальгический боевик в запоминающуюся встречу.