Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

В премиях только мэтры

Арт-итоги 2012 года: Pussy Riot не стала «Войной», а Пушкинский музей отметил 100 лет

Велимир Мойст 04.01.2013, 14:40
Кадр из многоканальной видеоинсталляции AES+F «Священная аллегория» Фонд «Артхроника»
Кадр из многоканальной видеоинсталляции AES+F «Священная аллегория»

«Газета.Ru» подводит итоги 2012 года в современном искусстве, рассказывает о том, как Pussy Riot не стали «проектом года», куда ушли знаменитые галеристы, как ГМИИ имени Пушкина отпраздновал столетний юбилей, и о том, какие наиболее заметные событиях ждут нас в будущем году.

В уходящем году все прочие художественные события в глазах широкой публики затмила акция Pussy Riot с последовавшим за ней уголовным процессом. Правда, арт-сообщество так и не пришло к единодушному мнению, считать ли перформанс в ХХС произведением искусства. Раскол позиций выразился, в частности, в том, что участницы нашумевшей панк-группы угодили-таки в изначальный список номинантов премии Кандинского, но не набрали в жюри должного числа голосов для прохождения в лонг-лист. Премия за лучший проект года досталась в итоге куда менее скандальному и гораздо более инкорпорированному в художественную среду коллективу AES+F вместе с почитаемым мэтром Гришей Брускиным. Если вспомнить, что конкурс «Инновация» выиграл в апреле Александр Бродский, еще один признанный художник с неоспоримыми заслугами, то можно сказать, что тенденция к премиальному эпатажу, наметившаяся было в прошлом году с присуждением «Инновации» арт-группе «Война», так и не процвела. Зато подняли головы ревнители нравственности и религиозных святынь:

история с жалобой в прокуратуру на выставку братьев Чепмен в Эрмитаже получила свою долю общественного внимания наряду с другими, в чем-то сходными инцидентами.

Своего рода сенсацией, хотя и не столь резонансной, как панк-молебен или «дело Чепменов», стало совместное заявление трех галеристов — Марата Гельмана, Айдан Салаховой, Елены Селиной — об уходе с рынка современного искусства. Мотивы у каждого имелись свои, предполагаемые формы дальнейшей деятельности — тоже, но коллективный демарш ведущих институций посеял было тревогу и уныние в рядах поклонников contemporary art. По прошествии времени стало понятно, впрочем, что ничего трагического не случилось: рынок искусства, хоть и убогий, в России по-прежнему существует. Способствовать некоторому его подъему должен был декабрьский Международный салон изящных искусств в «Экспоцентре», возобновивший свою работу после четырехлетнего перерыва «на кризис». Правда, попытка экспансии со стороны европейских галерей носила выраженный антикварный характер: торговать у нас актуальным искусством заграничные маршаны не рискуют.

Среди значимых арт-событий 2012 года стоит упомянуть 100-летие ГМИИ имени Пушкина — празднование этого юбилея сопровождалось целым рядом выставок, самой удачной из которых была, пожалуй, экспозиция Ле Корбюзье в главном здании музея.

Вообще в столице в уходящем году очень неплохо обстояло с гастрольными показами важных мировых художников: в Мультимедиа Арт Музее прошли персональные выставки Ай Вэй Вэя и Марка Куинна, в Московском музее современного искусства можно было увидеть ретроспективу Йозефа Бойса, Музеи Кремля демонстрировали графику и скульптуру Генри Мура. А недавно открытая площадка Red October предъявила публике тотальную инсталляцию «Памятник исчезнувшей цивилизации» Ильи и Эмилии Кабаковых, которых тоже можно отнести к числу международных знаменитостей. Следует добавить, что список институций, склонных привозить в Москву выставки художников мирового уровня, вскоре будет расширен за счет «Манежа», новое руководство которого заявило в начале осени о смещении приоритетов своей выставочной политики именно в этом направлении. Впрочем, отечественных авторов тоже не забудут: недаром первым большим проектом после объявленной смены курса была здесь экспозиция упомянутой выше группы AES+F. А в цокольном этаже «Манежа» обрели пристанище музей дизайна, музей экранной культуры и музей «Книга художника».

Нельзя обойти ретроспективным вниманием и открытие Еврейского музея и центра толерантности в том здании, где прежде размещался Центр современной культуры «Гараж».

Сам «Гараж», перебравшийся на жительство в ЦПКиО имени Горького, недавно обзавелся временным павильоном по проекту японского архитектора Шигеру Бана.

В конце следующего года здесь планируется еще одно новоселье: к тому времени должна завершиться реконструкция экс-ресторана «Времена года», это пространство будет отдано под грядущие «гаражные» выставки.

В 2013 году стоит многого ожидать в части художественных событий. Одни из них носят регулярный характер — например, будущей весной пройдет очередной фестиваль «Мода и стиль в фотографии», а осенью откроется 5-я Московская международная биеннале современного искусства (очертания этого мероприятия представляются пока смутными, известно лишь, что куратором биеннале назначена бельгийка Катрин де Зегер и что основной проект расположится в «Манеже»).

К событиям другого рода стоит отнести значимые музейные выставки — дефицита в них возникнуть не должно.

К примеру, Пушкинский музей анонсирует на март гастрольную выставку из Перу «1000 лет золота инков», а на июнь — большую экспозицию «Прерафаэлиты: викторианский авангард» из галереи Тейт и других британских собраний. Главными зрительскими хитами Третьяковской галереи обещают стать персональные выставки Михаила Нестерова в апреле (у прославленного живописца грядет 150-летие со дня рождения) и Пита Мондриана в сентябре — ретроспектива великого абстракциониста включена в программу перекрестного года России--Голландии. Мультимедиа Арт Музей в феврале привезет из Folkwang Museum в немецком Эссене масштабную выставку искусства европейского модернизма — она будет называться «Наш век обретает чувство формы». А вот Исторический музей планирует поставить акценты на отечественном материале: в январе здесь откроется выставка «Детский костюм XVIII--XX веков», а в марте стартует выставочный марафон, приуроченный к 400-летию дома Романовых — к юбилею готовятся экспозиции «Романовы. Начало династии» и «Романовы. Портрет династии».