Пенсионный советник

Сердце ситара

В США на 93-м году жизни скончался знаменитый индийский музыкант Рави Шанкар

«Парк культуры» 12.12.2012, 13:28
__is_photorep_included4888357: 1

Индийский музыкант Рави Шанкар скончался в США на 93-м году жизни после операции на сердце. За день до операции его последний альбом «Living Room Sessions. Part 1» был номинирован на премию «Грэмми».

Рави Шанкару было, кажется, суждено познакомить европейскую цивилизацию с индийской музыкой. Он стал петь, услышав в раннем детстве ведические напевы, а в возрасте 10 лет вместе с семьей переехал в Париж, где его старший брат танцевал со знаменитой балериной Анной Павловой. Во Франции он познакомился с западной музыкой, полюбил гитару Андреса Сеговия и пение Федора Шаляпина, оперное пение. Но при этом в определенный момент четко решил вернуться назад, в Индию, чтобы научиться играть на народном ситаре у местных мастеров. Обучение было суровым: в своей автобиографии «My Music, My Life», написанной в 1969 году, он вспоминал, что учеников заставляли заниматься по много часов подряд и даже подвергали телесным наказаниям. Правда, уверял Шанкар, по рукам били лишь однажды.

Сам он, судя по всему, был противником радикальных методик обучения и в итоге стал, наверное самым известным преподавателем индийской музыки.

Произошло это во многом благодаря его знаменитому ученику, битлу Джорджу Харрисону: они встретились в 1966-м в Лондоне. Шанкар к тому моменту был уже известен по всему миру в качестве «классического индийского музыканта». Харрисон же в этот период уже довольно активно интересовался музыкальной культурой бывшей британской колонии — об этом свидетельствует написанный за год до их встречи битловских хит «Norwegian Wood», в котором солирующий ситар повторяет мелодию куплета. Гитарист The Beatles отправился на шесть недель к Шанкару в Индию для обучения.

Эта дружба обогатила обоих: Харрисон начал использовать индийские гармонии и дребезжащие тембры ситара в своих песнях для The Beatles, а считавшийся классическим индийским музыкантом Шанкар стал кумиром для миллионов битломанов по всему свету.

В 1969 году индийский музыкант триумфально выступил на знаменитом фестивале в Вудстоке перед сотнями тысяч зрителей.

Впрочем, этот союз принес пользу не только им двоим: в 1971 году Джордж Харрисон организовал благотворительный «Концерт для Бангладеш», ставший частью не только истории музыки, но и истории вообще: усилиями «третьего битла» в нем среди прочих приняли участие Эрик Клэптон, Билли Престон, Ринго Старр и другие. Харрисон и Шанкар стали двумя главными лицами, символами этого проекта, который за двое суток собрал $250 000 для Бангладеш — истерзанную войной за независимость страну в тот год накрыл разрушительный циклон.

Все 70-е Шанкар и Харрисон работали вместе в проекте Shankar Family&Friends; популярность проекта была высока, напряженный график выступлений в 1974 году привел уже пожилого Шанкара к сердечному приступу. Тем не менее пошатнувшееся здоровье и постоянные выступления не помешало ему сочинить полноценную концертную программу для оркестра, озаглавленную «Raga Mala», которая была записана и исполнялась оркестром под руководством прославленного дирижера Зубина Меты.

Интересно, что Шанкар-музыкант никогда не отделял себя от Шанкара — общественного деятеля.

С 1986-го по 1992 год он был членом раджа сабха, верхней палаты индийского парламента, — на эту должность его выдвинул Раджив Ганди, тогдашний премьер-министр Индии. Это не помешало Шанкару в 90-е вернуться к активному музицированию: в 1990 году записал совместный альбом «Passages» с авангардным композитором Филиппом Глассом. Прервать, а точнее, снизить темп активной творческой карьеры ему пришлось лишь после операции на сердце в 1992 году.

Жизнь Шанкара — удивительный пример превращения человека, полностью погруженного в традицию собственного народа, в настоящего кумира, культовую фигуру всемирного масштаба. Вместе с Харрисоном индийский музыкант построил своего рода мост между двумя совершенно разными цивилизациями — европейской и индийской — и во многом способствовал преодолению постколониального отчуждения, которое переживали две страны. Построил с помощью музыки — ему повезло сделать в ту эпоху, когда музыка для всего мира была едва ли не самым важным из искусств. Эпоху, завершившуюся вместе с ХХ веком.

Впрочем, и новым временам есть за что благодарить Шанкара. Его дочь Анушка Шанкар продолжила дело отца: известный композитор, она на данный момент еще один из главных исполнителей на ситаре и преподавателей этого инструмента; именно с ней Шанкар сыграл свой последний концерт в калифорнийском Лонг-Бич. Имя другой его дочери — Норы Джонс — стало не менее известно, чем имя ее отца: в 2003 году с альбомом «Come Away With Me» она завоевала пять наград «Грэмми», включая главную — «запись года».

6 декабря Шанкару провели операцию по замене сердечного клапана. Операция прошла успешно, однако организм не сумел восстановиться после хирургического вмешательства. За день до операции Шанкар был выдвинут на премию «Грэмми» со своим последним альбомом «The Living Room Sessions, Part 1.»