Пенсионный советник

«Это подонки»

«Казаки Санкт-Петербурга» призывают Эрмитаж отменить выставку братьев Чепмен

Игорь Карев, Алексей Крижевский, Никита Зея 22.10.2012, 16:16
Казаки Санкт-Петербурга» требуют отменить выставку «Конец веселья» братьев Чепмен ИТАР-ТАСС
Казаки Санкт-Петербурга» требуют отменить выставку «Конец веселья» братьев Чепмен

«Казаки Санкт-Петербурга» редактируют арт-жизнь северной столицы — после атаки на спектакль Леонида Мозгового по «Лолите» они призывают отменить выставку братьев Чепмен в Эрмитаже.

Представители организации «Казаки Санкт-Петербурга» потребовали у директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского отменить выставку британских художников братьев Чепмен «Конец веселья», которая открывает новое пространство Эрмитажа — помещение Главного штаба.

«Просим обратить так же внимание на выставку в Эрмитаже, где несколько раз используется свастика. Братья Чапмены делают то же что и Гельман. Прсим Пиотровского одуматься.

И на Эрмитаж найдётся прокуратура и официальное казачество...»

— говорится в письме активистов, которое приводит сайт «Piter.TV» (орфография и пунктуация авторов письма сохранены). Под письмом стоят четыре подписи.

Выставкой «Конец веселья» радикальных британских художников Джейка и Диноса Чепменов 19 октября начала свою работу новая площадка Эрмитажа в помещении Главного штаба на Дворцовой площади. В числе представленных работ есть скульптуры и инсталляции с изображением детей и взрослых с черными лицами, одетых в нацистскую форму. Работы имеют ярко выраженный сатирический и иронический подтекст — так, на форменных красно-белых повязках у части скульптур вместо свастик изображены смайлики. Также в числе экспонатов присутствует витрина, выполненная в форме свастики — видимо, именно это и привлекло внимание самоназначенных блюстителей нравов. «Газета.Ru» обратилась в Государственный Эрмитаж с просьбой прокомментировать ситуацию и возможные дальнейшие действия в связи с поступившим заявлением, однако в музее оперативно предоставить комментарии не смогли (не удалось и оперативно узнать мнение о происходящем и у культурных властей Петербурга: «У нас все комментарии даются через письменный запрос на имя председателя». Летом этого года с поста председателя комитета «по собственному желанию» ушел Дмитрий Месхиев. В настоящее время работой комитета управляет и. о. руководителя Борис Илларионов).

Активисты также выразили благодарность актеру Леониду Мозговому «за разумное решение» — отмену моноспектакля «Лолита» в музее «Эрарта».

Напомним, двумя днями раньше представителям «петербургского казачества» удалось добиться отмены спектакля по роману Владимира Набокова. За два дня до объявленной даты спектакля в СМИ появилось письмо от группы активистов — часть из них называла себя казаками, другие подписались как «граждане РФ» и «учителя начальных классов»: они требовали отменить «Лолиту», ссылаясь на то, что «публикация романа и реклама подобного мерзкого сочинения под видом искусства» является грехом. Авторы письма обратили внимание на послужной список Мозгового: «Этот актёр не побоялся сыграть Гитлера в качестве положительного персонажа в фильме у режиссера — известного пропагандиста содомии, гомосексуалиста» (орфография и пунктуация авторов сохранены). Фамилию режиссера авторы письма не указали.

Спектакль, как рассказала «Газете.Ru» официальный представитель «Эрарты» Анастасия Блохина, был отменен по просьбе самого артиста.

«Музей был готов обеспечить проведение спектакля и безопасность зрителей, — заявила Блохина.

Однако сам Леонид Мозговой объяснил изданию «Фонтанка.Ru», что «не желает дразнить гусей».

«Я актер в этом спектакле, играю с 1985 года, — цитирует артиста издание, — это литературный вечер — спектакль-монолог... Режиссер постановки — к сожалению, умерший Кирилл Черноземов, однокурсник Алисы Фрейндлих.

Довольно целомудренно исполняю, как мне сказали на худсовете. Там нет пошлости. Понимаете?

Читаю его удачно на интеллигентной публике, но таких мало. Не хочу обзывать казаков, но люди недалекие, не знающие культуру, с такими шовинистическими взглядами, и, так сказать, я не люблю с такими людьми связываться, зачем мне это. Это подонки». По словам организаторов представления, которые приведены на странице мероприятия «ВКонтакте», Мозговой не сможет сыграть спектакль, поскольку он «не революционер и не политик, он актер».

Заслуженный артист РФ Леонид Мозговой известен по ролям в картинах Александра Сокурова (он сыграл Гитлера в «Молохе» и Ленина в «Тельце») и Константина Лопушанского («Гадкие лебеди» по Стругацким). В его репертуаре несколько моноспектаклей: он играет «Трех сестер» и «Чёрного монаха» по Чехову, «Я — Гамлет» по Блоку и «Записки на манжетах» по Булгакову. Моноспектакль «Лолита» Мозговой ставит с 1980-х годов; очередной показ спектакля должен был пройти в петербургском музее «Эрарта» 21 октября.

Журналисты «Фонтанки.Ru» предприняли попытки разыскать «подписантов» обоих писем — Дениса Горчина, Анну Дегову, Сергея Исаева и Дмитрия Дыгерна — через казачьи организации Петербурга и соцсети. Эти попытки не увенчались успехом, что дало изданию повод предполагать, что в обоих случаях (и со спектаклем в «Эрарте», и с выставкой в Эрмитаже)

имела место провокация, устроенная неизвестными лицами.

«В данном случае сложно говорить об истоках этой провокации, — рассказал «Газете.Ru» Николай Молок, директор по развитию фонда Stella Art Foundation. — Я бы не стал подписываться под мнением о том, что ее устроили некие радикальные представители арт-мира с целью довести ситуацию с мракобесием в Петербурге до абсурда. Нет, мне кажется, что

эти письма пишут люди того же типа, что в прежнюю эпоху судили Бродского и Пастернака, а теперь собирают подписи под письмами против Гельмана и «Винзавода».

Анонимность и неизвестность, по мнению эксперта, была свойственна почти всем, кто выступал в последнее время против представителей современного искусства — в качестве примера собеседник указал судебный процесс над «рубщиком икон» Авдеем Тер-Оганьяном, организаторами выставок «Осторожно, религия» и «Запретное искусство».

На прошлой неделе Санкт-Петербург лишился сразу нескольких культурных мероприятий. Во вторник, 16 октября, галерист Марат Гельман отменил проведение выставки «Icons» в галерее Rizzordi Art Foundation после предложения организаторов со стороны галереи перенести её на год — на конец 2013 года — в связи с «неблагоприятной обстановкой в городе». Таковой в фонде, как пояснили «Газете.Ru», стала кампания по сбору подписей против выставки. Источники «Газеты.Ru» сообщали, что еще одним поводом перенести выставку стало недовольство ею петербургского губернатора, высказанное на встрече с руководством Rizzordi, однако эта информация была опровергнута представителями как галереи, так и Смольного.

Марат Гельман в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что его галерея за 20 лет работы ни разу не шла на компромиссы, несмотря на большое количество писем возмущенных граждан и иски в прокуратуру.

«Дело не в мракобесах, мракобесы есть в любом городе — в Москве, Питере, Краснодаре, любом городе. Это нормально — гражданское общество не может состоять только из людей, нам симпатичных», — рассказал Гельман «Газете.Ru».

«Дело в атмосфере, которую создали в том числе и питерские власти. Ведь власть подает сигнал, что она поддерживает этих мракобесов, что они говорят то, что сама питерская власть думает, но стесняется произнести», — добавил он.

Галерист считает, что было большой ошибкой отменять выставку «Icons».

«После этого мракобесы воспряли, начали праздновать победу», — заметил он. По его мнению, выставку надо было открыть в запланированные сроки — не через год, а сейчас.

«Пусть туда придет губернатор, посмотрит, выразит своё мнение — любое. И предложит другим питерцам выражать их мнение.

Каждый волен сам выбирать, какие культурные события посещать, но не волен указывать кому-то другому — какие посещать, а какие нет», — заключил он.

Наконец, в конце недели была «перенесена на 2013 год» презентация проекта Михаила Ефремова и Дмитрия Быкова «Граждане Бесы»; Ксения Собчак, которая должна была в нем участвовать, в своем Twitter объявила причиной срыва концерта звонок из Смольного, но организаторы сослались на «технические причины».