Пенсионный советник

Старая, старая легенда

На «Первом» начался показ сериала «Чкалов»

Дмитрий Черемнов 02.10.2012, 10:21
На Первом начался показ сериала «Чкалов» kinopoisk.ru
На Первом начался показ сериала «Чкалов»

Первый канал начал показ сериала «Чкалов», основой для которого послужил советский фильм 1941 года.

Курсанты Валерий Чкалов (Евгений Дятлов) и Александр Анисимов (Андрей Мерзликин) обучаются в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя — хулиганят во время учебных полетов, пытаются попасть из пулемета в фанерную мишень с примитивного тренажера, а также с мордобоем добывают новые стаканы, которые бьет начальство после их шалостей, и положенную по пилотным нормам еду. Но их выходки начальству в конце концов надоедают, и талантливые, но недисциплинированные военлеты отправляются на новое место службы — в Ленинград.

Там два друга одновременно влюбляются в пианистку Ольгу (Светлана Фролова), и их соперничество оборачивается привычным хулиганством. «Летать-то они умеют, но вот казармы моют плохо. Пока», — в сердцах скажет их командир Фесенко (Семен Стругачев). Друзья откажутся лететь в Москву на первомайский парад, будут «косить» от учений — удачливому Анисимову достанется свидание с девушкой, но

Чкалов пролетит под Троицким мостом на биплане, на крыльях которого признание в любви, и добьется её руки.

На этой неделе «Первый» показывает сериал «Чкалов» — по две серии в день. Тайны из сюжета никто не делает: в следующих частях героям придется как-то справляться с буйным характером своенравного главы семейства, вместе встречать выпадающие на его долю невзгоды вроде ссылки на исправление в Брянск, суда и увольнения из Красной армии, переживать из-за испытаний новых самолетов авиаконструктора Николая Поликарпова. Потом Чкалов станет Героем Советского Союза за рекордный перелет на Дальний Восток и совершит свой самый знаменитый полет — из Москвы в американский Ванкувер через Северный полюс на АНТ-25 туполевского КБ.

О гибели Чкалова создатели сериала решили не рассказывать.

Режиссер Игорь Зайцев трогательно любит советское время: в его небольшом послужном списке есть сериалы «Есенин» и «Диверсант 2: Конец войны» — работы вполне нестыдные, складные и достойные, на общем фоне российского телевизионного убожества резко выделяющиеся. Даже в единственной полнометражной картине Зайцева — «Каникулы строгого режима» по одноименной книге Фёдора Крестового и Андрея Кивинова — имеется пионерский лагерь и красные галстуки. Да и дальнейшие планы режиссера не слишком далеки от его любимой тематики: вслед за «Чкаловым» он собирается делать «Красные горы», эпопею о взрослении двух друзей в 20—40-е гг. прошлого века.

Его «Чкалов» обречен на сравнение с другим фильмом, рассказывающем об этом знаменитом летчике, — картиной Михаила Калатозова и Семёна Деревянского, вышедшей в 1941 году.

Впрочем, авторы и не скрывают, что делали ремейк. Отличий между сериалом и оригинальной картиной немного, не считая того, что полтора часа старой ленты растянуты на восемь полноценных серий. Появились новые персонажи — тот же друг Чкалова, с которым он соперничает из-за будущей жены, — и существенно расширены знакомые по советскому варианту роли. Стало больше трюков, и они получились более качественными — например, пролет под мостом уже не вызывает ощущения скверной анимации.

Конечно, сделать что-то невнятное, имея перед глазами опыт семидесятилетней давности, было очень трудно, и Зайцеву удалось снять очередной крепкий сериал, а Дятлов сыграл своего героя почти наравне с Владимиром Белокуровым — исполнителем заглавной роли в старом фильме. Фактически режиссер вновь реализовал подход, оправдавший себя в его предыдущих работах, — взять хороший сценарий и задействовать хороших актеров; напомним, что в «Есенине» снимался Сергей Безруков, в «Каникулах» — он же в паре с Дмитрием Дюжевым, в «Диверсанте-2» — Владислав Галкин.

На стадии анонсирования сериала было опасение, что авторы его слишком увлекутся личной жизнью своего героя, как случилось, к примеру, в недавнем «Жукове», но обошлось: баланс батально-любовных эпизодов выдержан на приемлемом уровне, хотя и не безупречен.

Некоторые сцены кажутся излишними, но и они позже оказываются на своих местах, правда, определенная актерская переигранность, когда исполнитель роли отвлекает внимание от своего персонажа и едва ли не жеманничает в кадре, присутствует. Но это общая беда нашего современного кинематографа, и вряд ли стоило ждать прорыва именно от «Чкалова».

Создатели сериала не справились совсем с другой проблемой. «Чкалов» 1941 года — это полнометражный рекламный буклет советской авиации. Стране нужны были герои и образцы для подражания, и Чкалов был частью тогдашней легенды — он создал образ пилота, стоящий перед глазами мальчишек всей страны, и эти мальчишки буквально заболели небом. Реклама сработала, конечно, не только за счет героя фильма — летчики и так были героями, они спасали экипаж «Челюскина» и высаживали экспедиции на Северный полюс. А в результате в СССР сложилась система подготовки летного состава, выпускники который перемололи в воздухе асов люфтваффе во время Великой Отечественной.

Таких легенд тогда было много — на память приходят Стаханов или Паша Ангелина, ну а кинематограф закреплял стереотипы, выпуская фильмы вроде «Трактористов».

Валерий Чкалов — несомненно, великий летчик. Он испытывал самолеты Поликарпова, Туполева и Сухого, установил несколько рекордов дальности и оставил после себя множество легенд (в их числе, кстати, и пролет под ленинградским мостом). Воздушный хулиган, он проверял летательные аппараты на прочность, придумал несколько фигур высшего пилотажа, и его карьера развивалась очень неровно, в ней были и суды, и тюремные сроки, и внимание властей.

Потом образ Чкалова заменился образом Юрия Гагарина, и уже новые мальчишки дружно записывались в космонавты, а авиация превратилась в нечто рутинное и обыденное.

И именно такова она сейчас: героические времена остались в прошлом, а полеты на аппаратах тяжелее воздуха стали частью жизни обычного человека.

Сериал «Чкалов», несмотря на своё качество, изменившиеся обстоятельства игнорирует целиком и полностью. Он и заявлен как напоминание о легенде — его приурочили к знаменитому полету АНТ-25 в 1937 году. Но ведь остался и старый фильм, пусть с убогими спецэффектами, но с отличными актерами, — восстановить, раскрасить по новой моде и показывать в серии «Жизнь замечательных людей»; из него, правда, были безжалостно вымараны целые сцены во время хрущевской кампании по десталинизации, но и без Сталина он остается картиной о Чкалове. А вот как реклама, сделанная с целью пробудить в подрастающем поколении интерес к небу, сериал абсолютно лишен смысла, поскольку нет соответствующей инфраструктуры, а существующая слишком дорога для массовости.

Благое же стремление сорвать покровы с исторических тайн и рассказать «зрителям о неизвестных страницах из жизни Валерия Чкалова», как сказано в анонсе телеканала, можно только приветствовать, если бы они не сводились к сценам дуэлей и рассказам о борьбе с пережитками царского прошлого (в виде фактического запрета на церковные обряды для членов партии).

Сняли бы фильм о советском авиастроении 30—40-х — вот где настоящие тайны и страницы, практически неизвестные широкой публике.

Тогда работали гиганты — Поликарпов, Туполев, Сухой, Микоян, Яковлев, Лавочкин, Бартини, Мясищев, Петляков. Рассказали бы, как каждый из них боролся за свои проекты, о том, как не пошли в серию новейшие И-180 и И-185 Поликарпова, чьи устаревшие истребители вытянули на себе первый, самый тяжелый период войны, как сел Туполев, руководивший в заключении знаменитой «шарагой» ЦКБ-29. Но о таком подарке от телевизионщиков, видимо, остается только мечтать, хотя история эта очень современна, а её формат именно сериальный.

«Чкалов»,
телеканал «Первый», 21.30.