Пенсионный советник

Манежные площади перезагрузят

Оба «Манежа» и «Рабочего и колхозницу» ждут перемены

Велимир Мойст 18.09.2012, 10:18
Нынешняя «культурная революция» затронет, помимо выставочных планов, еще и структуру Манежа ИТАР-ТАСС
Нынешняя «культурная революция» затронет, помимо выставочных планов, еще и структуру Манежа

Московскую художественную жизнь в ближайшее время ожидает радикальное обновление – музейно-выставочное объединение «Столица», в которое входят такие площадки, как «Манеж» и «Рабочий и колхозница», меняет название и культурную политику.

Слухи о предстоящей реформе МВО «Столица», в которое входят несколько городских выставочных площадок (кроме «Манежа» и «Рабочего и колхозницы», еще «Новый манеж»), начали циркулировать в художественной среде еще с середины лета. Тогда арт-директором музейно-выставочного объединения была назначена куратор и галерист Марина Лошак, долгое время задававшая тон сначала в Московском центре искусств на Неглинке, а с 2007 года – в галерее «Проун». Возникало ощущение, что речь идет не просто о кадровых перестановках (кроме Марины Лошак, в руководстве «Столицы» появилось и еще одно новое лицо – гендиректором объединения стала Ирина Толпина, арт-общественности доселе не известная), а о смене концепции.

Вернее, о ее возникновении, поскольку прежде никакой внятной концепции в деятельности МВО не просматривалось.

Косвенным подтверждением слухов послужила недавняя отмена ярмарок «Арт Манеж» и «Худграф» в связи «с полным переосмыслением стратегии развития» (цитата из ответного письма Марины Лошак обиженным организаторам упомянутых ярмарок).

Словом, ситуация сулила некие тектонические сдвиги, и вот теперь намерения реформаторов обрели более или менее внятные очертания. На пресс-конференции, прошедшей в Манеже, новым арт-директором была обозначена концепция, которая предполагает трансформацию нескольких выставочных залов, принадлежащих городу, в «настоящие европейские площадки». Это подразумевает долгосрочную и осмысленную выставочную политику, исключающую заработки на «непрофильных» арендаторах вроде торговцев медом и мехами, которые чувствовали себя своими, скажем, в том же «Новом манеже» в Георгиевском.

Более того, даже сугубо художественные события будут подлежать строгой селекции во имя торжества высокой музейной культуры и актуальных трендов. В своем выступлении Марина Лошак всячески давала понять, что одним лишь переименованием «Столицы» в МВО «Манеж» дело не ограничится. Да и глава департамента культуры Москвы Сергей Капков высказался хоть и предельно лаконично, но недвусмысленно: будет реформа.

Планы, озвученные в ходе пресс-конференции, должны были не только впечатлить количеством грядущих событий, но и продемонстрировать вкус нового руководства объединения. Разумеется, в первую очередь внимание собравшихся было обращено на перспективы, имеющие отношение к ЦВЗ «Манеж». Предполагается, что это гигантское пространство отдадут, по выражению новых руководителей, под «имиджевые выставки современных художников и кураторские проекты».

Первый показ такого рода состоится уже на следующей неделе: тут пройдет мировая премьера выставки «AES+F. Трилогия», которая аккумулирует масштабные мультимедийные работы, созданные известным московским арт-квартетом за последние годы.

Сразу же вслед за здешней премьерой аналогичная выставка откроется в берлинском музее Martin Gropius Bau.

Намерение превратить «Манеж» в «русский Гран-Пале» неизбежно влечет за собой выработку эффектной международной программы. Неотъемлемой ее частью станут выставки Московской биеннале современного искусства, проводимой по нечетным годам. А на четные годы начиная с 2014-го придутся историко-художественные проекты, посвященные тем или иным феноменам в искусстве.

Стартовой будет выставка французского куратора Жана-Юбера Мартена, посвященная концептуализму.

Также на регулярной основе планируется привечать в «Манеже» московскую «Неделю высокой моды». Что касается разовых событий, то оглашен довольно внушительный их список – пока без точных дат и полных названий.

В ближайшие полтора-два года новые хозяева «Манежа» намерены показать здесь персональные выставки француза Даниеля Бюрена, японки Яей Кусамы, немца Стефана Балкенхолла, британцев Бэнкси, Питера Дойга и Питера Гринуэя.

Нынешняя «культурная революция» затронет, помимо выставочных планов, еще и структуру «Манежа». В цокольном этаже (его площадь составляет 3,7 тыс. кв. м) в скором времени расположатся несколько новых институций. Анонсирован, в частности, Московский музей дизайна, организаторы которого намерены сосредоточиться на исследовании технической эстетики советской эпохи. По соседству должна разместиться тематическая выставочная площадка «Книга художника», заведовать которой берется неутомимый коллекционер Борис Фридман (он уже объявил, что премьерной станет экспозиция, посвященная издательской деятельности легендарного парижского маршана Амбруаза Воллара).

Здесь же появится Музей экранной культуры, в чью задачу будет входить разработка связей между изобразительным искусством, кинематографом и другими гуманитарными сферами и дисциплинами. Возглавит этот музей искусствовед и куратор Ольга Шишко, известная многим в качестве основателя центра «МедиаАртЛаб» и арт-директора «Медиафорума» ММКФ.

Наконец, не останется без манежных площадей и Московский дом фотографии, руководимый Ольгой Свибловой: им обещают предоставить в цоколе собственную, автономную территорию.

Ожидаются перемены и в участи «Нового Манежа», который давным-давно снискал сомнительную репутацию «пристанища чего попало». Отныне, по словам Марины Лошак, здесь будут проходить выставки, связанные в основном с историей отечественного искусства.

Среди заявленных будущих событий – экспозиция «Советский неореализм», наводящая фокус на академическую романтику 60-х, и проект «Все на продажу», посвященный истории художественных вывесок в России.

Свою нишу должны заполучить в «Новом Манеже» частные коллекционеры – например,

ведутся переговоры с Петром Авеном о показе его «Музея Александра Древина», который впоследствии обоснуется в Риге.

Не обойдется и без диалога актуальности с культурой прошлого: в цикле выставок «Попытка музея» сегодняшние художники получат возможность поэкспериментировать с музейными фондами.

А откроет новый во всех смыслах сезон экспозиция «Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу» – уже на этой неделе.

Планируется активизировать жизнь и в залах, расположенных под знаменитой мухинской скульптурой «Рабочий и колхозница». Тамошнее пространство (не такое уж и маленькое, как может показаться снаружи) получит своеобразную «советскую специализацию», то есть будет работать с проектами, так или иначе трактующими действительность в хронологическом диапазоне 1917–1991. Обживать эти залы на первых порах берется Русский музей: с Невы на гастроли сюда приедут (в неясной пока последовательности) выставки «Венера Советская», «Гимн труду» и «Вера Мухина». А к 100-летию праздника 8 Марта обещан большой феминистический проект.

Все вышеназванное и вышеописанное в сумме, конечно, представляет собой явственную альтернативу тому, что происходило под патронатом прежнего МВО «Столица». Хотя, разумеется, от планов до реализации дорога зачастую бывает крайне извилистой…

Символизировать решимость в деле перемен была призвана временная, буквально однодневная инсталляция Юрия Аввакумова, который посреди пустующего пока «Манежа» разместил прямоугольный, засыпанный опилками вольер с настоящими конскими яблоками.

Аллюзию на изначальную функцию здания поддерживал саундтрек с топотом копыт и прерывистым храпом. Толковать данное произведение можно по-разному, но, с учетом сказанного на пресс-конференции, предпочтительнее остальных выглядит версия насчет того, что новое руководство «Манежа» хочет начать с нуля.