Пенсионный советник

«Головокружение» с успехом

«Головокружение» Альфреда Хичкока признано величайшим фильмом всех времен

Макс Степанов 02.08.2012, 15:02
«Головокружение» Альфреда Хичкока признано величайшим фильмом всех времен kinopoisk.ru
«Головокружение» Альфреда Хичкока признано величайшим фильмом всех времен

Журнал Sight & Sound представил новый рейтинг величайших фильмов всех времен и народов: победителем стал фильм Альфреда Хичкока «Головокружение».

Фильм «Головокружение» Альфреда Хичкока возглавил список величайших фильмов всех времен и народов по версии британского журнала о кино Sight & Sound. Лента Хичкока набрала 191 голос и опередила бессменного лидера предыдущих пятидесяти лет — «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса, который теперь занял второе место.

Хичкок снял «Головокружение» в 1958 году, в нем он рассказал о сыщике с боязнью высоты; это был четвертый и последний фильм режиссера, в котором снялся актер Джеймс Стюарт.

Картину плохо приняли и зрители, и критики, но спустя 14 лет она едва не вошла в первую десятку рейтинга Sight & Sound — не хватило всего одного голоса.

В дальнейшем «Головокружение» настойчиво прокладывало себе дорогу наверх: десять лет спустя она разделила 7—9-е места, а во время прошлого опроса, в 2002 году, картину отделяло от «Гражданина Кейна» лишь 5 голосов. Нынешняя победа фильма Хичкока вполне убедительная: от ленты Уэллса его отделяет 44 очка. Еще одна картина Хичкока — «Психо» — получила 34 голоса, заняв 35-е место.

Основанный в начале 1930-х годов Sight & Sound первым начал публиковать рейтинги, составленные на основе опроса кинокритиков и киноэкспертов: первый список, в котором победил фильм Витторио де Сика «Похитители велосипедов», появился в 1952 году. Предпочтения профессионалов в области киноиндустрии журнал уточняет раз в 10 лет, и его рейтинг, несмотря на появление множества подражателей, как мировых, так и по отдельным странам или жанрам, остается наиболее влиятельным. Известный американский критик Роджер Эберт описал его как «единственный, к которому самые серьезные люди из мира кино относятся серьезно».

В опросе 2012 года приняли участие 846 кинокритиков и киноэкспертов.

На третье место они поставили ленту японского режиссера Ясудзиро Одзу «Токийская повесть»; по мнению режиссеров (их издание опрашивает отдельно с 1992 года), именно эта картина является самой лучшим фильмом всех времен и народов — такое мнение высказали среди прочих Вуди Аллен, Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе и Квентин Тарантино. Любопытно, что «Головокружение» режиссеры поставили только на восьмое место.

Четвертым стал фильм Жана Ренуара «Правила игры» 1939 года — это единственная лента, которая есть во всех семи рейтингах, составленных журналом за 60 лет.

Из российских картин в топ-10 попал документальный «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, который с 68 голосами занял восьмое место. Впрочем, и «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, который шесть предыдущих раз входил в десятку лучших, был четвертым в самом первом рейтинге, а в 1972 году поднялся до третьего места, отстав от занявшего десятое место Федерико Феллини с «8 с половиной» всего на один голос.

В общий рейтинг, который включает 50 картин, попали сразу три фильма Андрея Тарковского:

«Зеркало» (19-е место, 47 голосов), «Андрей Рублев» (26-е место, 41 голос) и «Сталкер» (29-е место, 39 голосов). Режиссеры же в своем голосовании поставили «Зеркало» на девятое место.

В этом году редакция Sight & Sound изменила правила: фильмы, входящие в серии (такие как «Крестный отец» Копполы или трилогия «Три цвета» Кшиштофа Кесьлевского), рассматриваются отдельно. В итоге «Крестный отец» и «Крестный отец II», 10 лет получившие вместе 23 голоса и занявшие почетное 4-е место, на этот раз оказались на 21-й (первая часть, 43 голоса) и 31-й (вторая часть, 39 голосов) позициях.