Новый гитарист и его старые друзья

В Москве выступили Red Hot Chili Peppers

Фотография: Þëèÿ Ãðèãîðüåâà

В Москве выступили Red Hot Chili Peppers — в Лужниках рокеры американцы отыграли концерт в поддержку прошлогоднего альбома «I`m With You».

Большая спортивная арена настолько редко используется для концертов, что каждый выглядит как большое событие: у выхода из метро зрителей встречает конная милиция, а по пути на трибуну нужно пройти через пять кордонов. Так в Лужниках было и на The Rolling Stones, Мадонне и U2.

Red Hot Chili Peppers таких почестей вполне заслуживали — американская группа последний раз выступала в столице 14 лет назад, на дне рождения «MTV Россия», который праздновался на Васильевском спуске.

В тот раз автор этих строк не смог, как и многие другие, попасть на концерт из-за неимоверной толчеи, и теперь выросшие зрители, которым не повезло тогда, взяли реванш.

В нынешней поездке американскую команду, активнее и выразительнее многих применявшую фанковые ходы в «альтернативной» музыке, сопровождает Gogol Bordello во главе с уроженцем Киева Евгением Гудзем. Кроме них, на разогреве должна были выступить и команда Vaccines, однако она приехать не смогла, и Гудзю пришлось заполнить примерно час времени своим «цыганским панком» (так чуть ли не официально обозначается плясовой жанр, в котором работает команда). Что эмигранстский цирк в результате и проделал — сыграл полноценный концерт, с выходом на бис, хоровым пением и обычными акробатическими этюдами.

Наконец вспыхнули восемь световых экранов и Red Hot Сhili Peppers выскочили на сцену c «Monarchy of Roses» — подвижной вещью, открывающей диск «I`m With You», который группа представляет в нынешнем туре. Вообще, для этих гастролей группа подготовила сет-лист, основанный на репертуаре свежего альбома и, как ни странно, почти десятилетней давности пластинки «By The Way»; надо признать, что такой выбор поклонники встретили восторженным воем.

На фронтмене Энтони Киддисе красовалась та самая футболка с надписью Pussy Riot, в которой он вышел на сцену за два дня до того в Петербурге.

Впрочем, скоро и накинутый сверху футболки сюртук, и сама футболка полетели куда-то в район ударной установки, а Киддис составил пару бас-гитаристу Фли, вышедшему раздетым по пояс.

По левую руку от лидера группы расположился гитарист Джош Клингхоффер — новый участник группы, присоединившийся к ней на последнем альбоме и сменивший на этом посту Джона Фрусчианте, амбициозного музыканта, занявшегося три года назад сольной карьерой. В апреле нынешнего года Red Hot Сhili Peppers, семикратных лауреатов «Грэмми», включили в зал славы рок-н-ролла, и тридцатидвухлетний Клингхоффер стал самыми молодым музыкантом, представленным в зале. И, судя по московскому концерту, вполне заслуженно — и аккомпанирующие партии, и соло он играет резко, колюче и непредсказуемо. Многие классики рок-н-ролла признавались, что решали пойти по музыкантской дорожке прежде всего для того, чтобы обратить на себя внимание девушек. Клингхофер, кажется, своей цели добился — в фан-зоне московского концерта стояла девушка с большим плакатом: «Josh, marry me!». Вообще, в нынешнем турне, первом для него в составе группы, он на правах новичка пользуется всеми преимуществами главного героя, и другие музыканты ему в этом добродушно не препятствуют. Он вполне им ровня: когда его небольшое соло дало начало меланхоличной песне «Scar Tissue», танцевать отправились даже те зрители, кто до того лишь внимательно слушал.

Вообще, Red Hot Сhili Peppers c их без года тридцатилетней историей, многочисленными наградами и свежеобретенным местом в зале славы полагается называться классиками, но это никак не вяжется ни с их музыкой, ни с их поведением на сцене.

На фоне многочисленных концертов нынешнего лета, богатого на выступления заслуженных людей и коллективов, группа выглядит белой вороной. Скажем, недавно воссоединившиеся отцы «альтернативы» Faith No More напоминали певца Майка Паттона с аккомпанирующим составом. В RHCP, наоборот, полная творческая демократия — разыграться дают не только новичку-гитаристу, но и исключительному шоумену Фли; это собрание четырех равновеликих музыкантов, а не звезда со спутниками. Многие выступления западных легенд проходят под копирку — одни и те же песни играются и в Москве, и в Барселоне, и в Праге. Не так было с нашими героями: оставив неизменными главные источники песен для концерта, они здорово перетряхнули петербургскую программу — вздумай какой-нибудь питерский фанат приехать еще и на московское шоу, он услышал бы нечто отличное от того, что слышал у себя дома.

Наконец, еще одно. За день до московского концерта RHCP в парке «Коломенское» выступали Pet Shop Boys. На лицах было сосредоточенно-отсутствующее выражение, какое бывает у журналистов, перечитывающих собственный текст, а само выступление дуэта напоминало дискотеку с караоке в исполнении голограмм знаменитых артистов.

Red Hot Сhili Peppers — и концерт дал в этом полностью убедиться — настоящая концертная группа.

Маленькие неправильности в «She`s Only 18», чуть сбитый ритм в «Look around», почти «дворовые» хулиганские обертона в знаменитой медленной вещи «Under the Bridge» — и возникает эффект присутствия. Публика отвечала на это благодарностью — с каждой новой песней даже на самых далеких трибунах БСА становилось больше машущих рук. Совместные импровизации, инструментальные пикировки гитариста и басиста, длинные соло барабанов и перкуссии — можно верить или нет, но, кажется, им до сих пор нравится то, что они делают.

«Мы не какие-нибудь особенные, вы тоже можете, если захотите», — сказал перед одной из песен басист Фли.

Но магия Red Hot Сhili Peppers не только в этом. Зародившись в далеком 1983 году, они — быть может, как немногие из их современников — смогли не только стать частью глобальной «альтернативной» сцены, но и обогатить ее. Дело не только в том, что мужчины в возрасте выглядят и скачут как мальчики — им удалось вобрать в себя, переварить и скрестить с любимым ими фанком и наследие психоделик-рока, и блюз, и даже хип-хоп. Нашлось место в программе и прямым образчикам, Red Hot Сhili Peppers перепетым — например, во время бисов были использованы «They are Red Hot» черного блюзмена начала ХХ века Роберта Джонсона и «Everybody Knows It`s Nowhere» знаменитого канадца Нейла Янга. А венчала вечер, вероятно, самая знаменитая композиция группы — прыгучий речитатив «Give it Away» c альбома «Black Sugar Sex Magik».

Впрочем, настоящим финалом стало выступление Фли, призвавшего со сцены поддерживать музыку — «Любую: блюз, рок, хип-хоп, классическую», любить и заботиться о ней.

И, конечно, это были не просто дежурные слова легендарного музыканта зрителям после долгой разлуки. И дело не только в футболке солиста (которую, кстати, Энтони Киддис изготовил сам). Вместе с фронтменом группы после концерта Фли написал письмо Марии Алехиной, Надежде Толоконниковой и Екатерине Самуцевич; точно так же за день до них поступил и Алекс Капранос, солист гостивших в Москве с концертами Franz Ferdinand. И тем самым напомнил о том, что оценки знаменитого «панк-молебна» могут быть любыми, но музыканты всего мира солидарны в своем восприятии этого инцидента — девушки сидят в тюрьме за музыку.

  • Livejournal
Новости СМИ2
Новости СМИ2

Главное сегодня