Пенсионный советник

Переходящая кепка Тарковского

В Сочи открылся 22-й «Кинотавр»

Владимир Лященко (Сочи) 04.06.2012, 18:21
В Сочи открылся 23-й «Кинотавр» ИТАР-ТАСС
В Сочи открылся 23-й «Кинотавр»

В воскресенье, 3 мая, в Сочи начал работу кинофестиваль «Кинотавр»: на открытии вспомнили Андрея Тарковского и дипломную работу Карена Шахназарова, а также показали фильм Бориса Хлебникова о московском ресторане «Пушкин».

Лейтмотивом церемонии открытия 23-го открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» стало творчество и личность Андрея Арсеньевича Тарковского, 80 лет со дня рождения которого отмечают в этом году. На сложносочиненные экраны проецировались фрагменты и кадры его фильмов, а на центральном экране образ режиссера примеряли на себя Константин Хабенский, Андрей Панин, Сергей Пускепалис и Евгений Миронов. Каждый артист надевал знаменитую кепку и произносил текст из лекций и дневников Тарковского — в первой части глубокомысленные рассуждения об искусстве, во второй, под водку, воспоминания о встрече с коровой во сне и бытовые заботы о диване.

Вторую тему вечера сформировало награждение призом за вклад в российский кинематограф режиссера Карена Шахназарова, «который не дает забыть, что кино — это великая иллюзия».

Иллюзорность реальности подчеркнула перекличка между телеграммой президента РФ Владимира Путина фестивалю и показанным в финале церемонии фрагментом из фильма Шахназарова «Город Зеро»: герой Леонида Филатова выслушивает лекцию сыгранного Владимиром Меньшовым прокурора про нашу государственность, которой угрожают Запад и то, что падок русский человек на транслируемые оттуда ложные ценности.

Открывавший фестиваль не вполне полнометражный фильм Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит» предварял показ дипломной короткометражки Шахназарова «Шире шаг, маэстро!», сделанной в 1975 году.

Оба режиссера скромно шутили — первый про то, что его картину взяли открывать фестиваль из-за того, что она длится всего лишь 65 минут; второй про то, что не видел собственную ленту почти 40 лет, не отказывается отвечать за неё, но просит иметь в виду, что председатель экзаменационной комиссии Леонид Иович Гайдай оценил картину на «отлично».

Хронометраж фильма Хлебникова обусловлен историей его создания: он снят по мотивам материала журнала «Большой город», в котором были опубликованы подслушанные журналистами разговоры посетителей московского ресторана «Пушкин». В итоге «Пока ночь не разлучит» похож на капустник с прекрасными женщинами и сольными партиями мужчин. Героини Клавдии Коршуновой и Алисы Хазановой страдают после тяжелой ночи. Мария Шалаева играет дочь Алены Долецкой. Анна Михалкова и Авдотья Смирнова проводят загадочные переговоры. Агния Кузнецова ищет актера для некоего проекта.

Двух официантов играют Александр Яценко и Евгений Сытый — они уже встречались в фильме Хлебникова «Свободное плавание». В углу ресторана сидит Сергей Шнуров: он отказывается от водки и все более мрачно взирает на самозабвенно перебирающую струны арфистку.
На кухне интернациональной бригадой руководит су-шеф: серией телефонных звонков он пытается вызволить сотрудника, которому грозят депортацией в ОВД «Басманное».

Эпизоды рассыпаются цепочкой забавных ситуаций, но неясно, как именно они могут восприниматься человеком, не знакомым с лицами или спецификой известного московского ресторана. Впрочем так же неясно, стоит ли предъявлять претензии к занятному эксперименту симпатичных людей, исходя из ожиданий большого кино. Конкурс? В прошлом году вообще победила извлеченная из прошлого короткометражка, раздутая до полного метра странными мультиками.