Пенсионный советник

Художественный язык довел до Киева

В Киеве открылась 1-я международная биеннале современного искусства Arsenale 2012

Велимир Мойст 26.05.2012, 12:13
__is_photorep_included4601293: 1

В киевском «Мистецьком Арсенале» открылась 1-я международная биеннале современного искусства, получившая название Arsenale 2012. Масштабный проект, для участия в котором куратор Дэвид Эллиотт собрал около сотни художников из 30 стран, реализован под девизом «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве».

К списку городов, проводящих художественные биеннале, а среди них Венеция, Сан-Паулу, Стамбул, Шанхай и Москва, прибавилась столица Украины. Накануне европейского чемпионата по футболу в Киеве состоялась премьера выставки Arsenale, которую обещано устраивать регулярно. Название арт-фестиваля произошло от скрещивания слов «биеннале» и «Арсенал» — именно здесь, в здании военных складов, построенном в конце XVIII столетия, развернута основная экспозиция. Несколько лет назад этот памятник архитектуры был окончательно передан культурному ведомству, и со временем «Мистецький Арсенал» должен стать важнейшей в городе выставочной и музейной площадкой. Пока что здесь идет реконструкция, полностью завершить которую планируется через три года. Так что первая киевская биеннале проходит в условиях отчасти экстремальных: на пресс-конференции устроители даже выразили благодарность МЧС Украины за помощь — спасателям пришлось устранять перебои с электричеством. Хватало и других организационных проблем. К примеру, некоторые экспонаты из биеннальского списка не успели прибыть к вернисажу — среди них работы таких интернациональных звезд, как Билл Виола и Пол Маккарти (не путать с экс-битлом).

Монтаж экспозиции продолжался не только во время пресс-показа, но даже и после официального открытия.

Тем не менее выставка оставляет хорошее впечатление. Англичанин Дэвид Эллиотт, будучи опытным куратором, собрал весьма представительную компанию авторов, многие из которых известны далеко за пределами своих стран. Узнаваемость персональных брендов всегда придает дополнительный вес подобным масштабным проектам: в море современного искусства зрителям нужны ориентиры, создающие ощущение значимости события. В роли таких маяков выступают здесь работы англичан Джейка и Диноса Чепменов, китайцев Ай Вейвея и Сонг Донга, покойной француженки Луиз Буржуа, голландца Фолькерта де Йонга, корейца Чой Джонг Хва, украинца Олега Кулика. Да-да, не удивляйтесь: известный московский перформансист значится в реестре представителем Украины — как и Илья Кабаков с женой Эмилией. Такая постановка вопроса поначалу вызывает удивление, но, если задуматься, она не лишена логики.

В глобальном мире, где культурные процессы переплетены весьма затейливо, едва ли не единственным признаком национальной идентичности автора остается место рождения.

Реализуя первую Arsenale, Дэвид Эллиотт явно держал в голове международные стандарты, в число которых входит концептуальное соответствие заявленному слогану. Правда, и непопадание ряда произведений в канву тоже является неотъемлемой частью традиции. У Эллиотта получилось не хуже, чем у других кураторов на других биеннале: какие-то работы иллюстрируют девиз напрямую (для Киева он сформулирован как «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве»), а в случае с некоторыми другими за поиск контекстных аллюзий лучше даже не браться. В любом случае сортировка произведений по критерию «Возрождение или Апокалипсис» обязательной для публики не является: можно смотреть и просто так, без культурологических выводов.

Эффектных опусов на выставке хватает.

Шоу начинается еще на улице. Перед входом в «Арсенал» установлен «Золотой лотос» от Чой Джонг Хва — десятиметровый цветок-объект с движущимися лепестками. Чуть в стороне демонстрируется коллекция скифских и половецких каменных баб: этот музейный open air призван напомнить об исторических корнях украинского искусства. К слову, сегодняшнее его состояние представлено на Arsenale весьма многообразно. Помимо того что среди участников основного проекта украинских художников едва ли не больше, чем китайских (такой пропорции нигде, кроме Киева, не встретить), еще целый отряд авторов из братской республики фигурирует в специальном проекте «Двойная игра», расположенном в том же здании. Эта украинско-польская выставка нацелена на выявление ментальных сходств и различий между двумя соседними народами.

Проще говоря, здесь преобладают художественные рефлексии на тему Европы.

Изнутри киевский «Арсенал» удивительно напоминает «Арсенал» венецианский — те же кирпичные стены, высокие сводчатые потолки, цементные полы и узкие арочные окна. Сходство довершается близостью репертуара: буквально любой опус из программы Arsenale без труда можно представить себе включенным в состав знаменитой «Мостры» — будь то циклопические картины грека Стелиоса Фаитакиса «Клешня Германии» и «Революция Махно», исполненные в духе византийской иконописи, или жесткая инсталляция братьев Чепмен «The Almighty Disappointment», где персонажи-манекены в черных эсэсовских мундирах глумятся на образчиками якобы contemporary art. Стоит заметить, что на киевской биеннале встречается немало работ с политическим подтекстом, но даже и этот аспект не является местной особенностью: в Венеции столь же охотно привечают работы сатирические и обличительные. Такую перекличку имен и тенденций следует, пожалуй, оценивать позитивно: если бы устроители Arsenale вдруг погнались за самобытностью и альтернативностью, вероятность провала премьеры была бы высока. А нынешний проект провальным никак не назовешь.