Пенсионный советник

Вавилонская башня по отцовским рецептам

В Историческом музее открылась предаукционная выставка Sotheby's

Велимир Мойст 26.04.2012, 14:06
__is_photorep_included4564157: 1

На выставку в Исторический музей Sotheby's привез топ-лоты своих будущих аукционов. Среди полотен русских художников конца XIX – начала ХХ веков представлены «Вавилонская башня» и «Проповедь Иоанна Крестителя» кисти Питера Брейгеля-мл.

Традиция выездных предаукционных показов, когда отдельные произведения загодя доставляются в места скопления потенциальных покупателей, распространилась на Москву не так уж и давно — лет десять назад. Теперь эта практика считается чуть ли не обязательной — на нее существенно не повлиял даже экономический кризис. Ведущие аукционные дома регулярно доставляют в российскую столицу хиты предстоящих торгов, чтобы подогреть ажиотаж среди постоянных клиентов и вдохновить сомневающихся. Ну а для публики не столь состоятельной подобные выставки служат очередным напоминанием о могуществе игроков мирового арт-бизнеса.

Разумеется, у российских предаукционных показов существует специфика. Включенность наших коллекционеров «новой формации» в куплю-продажу произведений искусства на международном уровне начиналась с работ хрестоматийных отечественных авторов – Айвазовского, Шишкина, Коровина, Боголюбова и т. п. И хотя со временем вкусы платежеспособной аудитории расширились, все же московские выставки по-прежнему и непременно включают в себя что-нибудь из традиционного набора.

Вот и нынешняя выставка в Историческом музее, предваряющая серию лондонских торгов Sotheby's, никак не могла обойтись без «Вида Венеции при лунном свете» Алексея Боголюбова и «Двух девушек в крестьянских нарядах» Константина Коровина.

Но количественно эту тенденцию давно перебивает спрос на образчики искусства «Серебряного века» и авангарда. Поэтому неудивительно, что главную ставку применительно к российскому сегменту арт-рынка лондонские аукционисты делают именно на этот материал.

В частности, большие надежды возлагаются на «Натюрморт (Колокольчики)» Наталии Гончаровой, чей эстимейт, то есть предварительная оценка, составляет 3–4 млн фунтов. Прочие работы отечественных авторов до таких ценовых высот не дотягивают, что, впрочем, не означает их малой ценности и значительности. Просто текущая конъюнктура зависит от прошлых прецедентов, благодаря которым Наталия Гончарова оказалась в числе безусловных лидеров — с соответствующим ценообразованием, — а Павел Челищев, допустим, в эту обойму не попал.

Скромная оценка в 40–60 тыс. фунтов его «Мальчика в голубом со струной» говорит лишь о ситуационном рыночном раскладе, а не о художественном качестве конкретного произведения. Вполне вероятно, что в ходе торгов этот эстимейт существенно подрастет, как и цены на «Купальщиц» Михаила Ларионова, «Портрет Федора Шаляпина» Бориса Анисфельда, «Оазис в пустыне» Мартироса Сарьяна.

Нельзя не отметить, впрочем, что патриотическая линия в нашем собирательстве давно не является единственно возможной. Освоившись мировом арт-рынке, российские покупатели все чаще посматривают и на другие секторы рынка. Было бы странно, если бы аукционисты на эти порывы никак не отреагировали. В частности, Sotheby's сейчас привез на рекламную гастроль в Москву два топ-лота предстоящих в июле лондонских торгов, посвященных старым мастерам. Приманкой служат картины «Вавилонская башня» и «Проповедь Иоанна Крестителя», написанные Питером Брейгелем-мл. на рубеже XVI–XVII веков. В первом случае речь идет о знаменитом сюжете его отца («Вавилонская башня» Питера Брейгеля-ст. хранится в венском Музее истории искусства). Сын часто делал парафразы отцовских работ, дополняя их собственными деталями, — в Историческом музее можно увидеть наглядный тому пример.

О «Проповеди» сказать сложнее: не исключено, что это оригинальная композиция младшего Брейгеля. В любом случае произведения такого уровня нечасто попадают на аукционы даже с мировым именем.

Правда абсолютных ценовых рекордов от этих топ-лотов все-таки не ждут: «Башню» предварительно оценили в 2–3 млн фунтов, «Проповедь» в 1–1,5 млн. А наиболее вероятной сенсацией нынешнего года обещает стать продажа шедевра Эдварда Мунка «Крик». Торги с его участием пройдут в Нью-Йорке 2 мая. В качестве прогноза – весьма приблизительного, – называют цифру в $80 млн, однако втайне эксперты ожидают куда более высокого показателя. Возможно, участие в борьбе за «икону современного искусства» примет и кто-нибудь из наших олигархов, но все же в Москву «Крик» не прислали: услуга «топ-лоты с доставкой на дом» имеет некоторые ограничения.