Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Из меня и слезы не выдавишь, тем более по заказу»

Интервью с Кристианом Бэйлом

Актер Кристиан Бэйл рассказал корреспонденту «Парка культуры» о своей работе с Чжаном Имоу, о роли Бэтмена в трилогии о Темном Рыцаре, о том, нужна ли актеру карьера.

Одним из главных героев Берлинале-2012 стал Кристиан Бэйл — актер-авантюрист, который, несмотря на роль Бэтмена в трилогии о Темном Рыцаре и прошлогодний «Оскар», продолжает сниматься в самых неожиданных проектах. В «Цветах войны», представленных в Берлине вне конкурса, Бэйлу довелось впервые сыграть роль (причем центральную) в китайском фильме, и не простом: эта картина, стоившая 100 миллионов долларов, стала и самой дорогой, и самой успешной в китайском прокате, а ставил ее главный национальный гений Чжан Имоу. У режиссера с Берлинале особые отношения: именно здесь с победы «Красного гаоляна» началась его творческая карьера, сюда он привозил лучшие свои картины, включая сравнительно недавнего «Героя». Очередная лента Чжана — размашистая красочная драма о нанкинской резне, когда в 1937 году при взятии города штурмом японские войска вырезали практически все его население.

В «Цветах войны» Кристиан Бэйл играет американца, случайно застрявшего в Нанкине во время бойни и нашедшего укрытие в церкви. Там, притворившись священником, он становится единственной защитой для десятка школьниц и нескольких куртизанок из квартала красных фонарей. Пронзительная и вместе с тем забавная картина напоминает о лучших работах Стивена Спилберга, у которого в «Империи солнца» когда-то дебютировал тринадцатилетний Бэйл. Актер рассказал «Парку культуры» о том, как ему работалось с Имоу, чем китайское кинопроизводство отличается от голливудского и почему режиссеров нельзя сравнивать.

— Вы беретесь за самые трудные и необычные роли; вот сыграли и в китайском фильме. Давно к этому стремились? Или случайно получилось?

— Не знаю, есть ли в Голливуде актеры, которые способны сказать вслух: «Эх, сняться бы в китайском фильме!» — и к ним сразу прибежит Чжан Имоу. Просто мне предложили такую роль, от которой невозможно отказаться. Повезло. В очередной раз. А я люблю эксперименты и обожаю сниматься за пределами Америки... особенно если доводится встретиться с режиссером такого уровня.

— Вы вместе работали над персонажем?

— Он был придуман сценаристами, а идея принадлежала Имоу — показать нанкинскую резню глазами иностранца. И персонаж был необычный — не прирожденный герой, а мелкий бродяга, попавший в жуткую передрягу и вынужденный переодеться в рясу священника. Конечно, по ходу съемок персонаж менялся: мы пробовали разные обличья моего героя, создавали его заново. Например, ушла большая часть диалогов. Некоторые важные вещи можно показать без лишних слов.

— Готовились к роли?

— Я всегда готовлюсь, но довольно редко делаю это по просьбе режиссера. Мне самому интересно разобраться в персонаже, понять его профессию, изобрести его прошлое. Например, мой герой в «Цветах войны» работает в морге, гримируя трупы; я сходил в морг и узнал, как это делается и как делалось в 1930-х годах, хотя, строго говоря, на съемках мне это не понадобилось. Как и все, что я узнал о католических священниках в Китае в процессе подготовки к «Цветам войны».

— Пригодился ли вам опыт «Империи солнца» Стивена Спилберга — первого вашего фильма, в котором герой, тринадцатилетний мальчишка, оказывался в схожей ситуации в лагере военнопленных в Азии?

— Ну… я просто почувствовал, что возвращаюсь в ту точку, которую покинул несколько десятилетий тому назад: это было интиресно и… интригующе. С другой стороны, тот фильм был голливудским блокбастером, а сейчас я снимался в китайском фильме, а это другое дело.

— Можете сравнить Спилберга и Чжана Имоу? Критики все чаще их сопоставляют…

— Я не критик, и мне не нравятся такие сравнения. Каждый режиссер уникален, особенно если речь идет о режиссере выдающемся. В моей жизни не было ни одного повода сравнивать их друг с другом. Снимаюсь в фильме о Бэтмене у Криса Нолана — а потом оказываюсь на съемочной площадке у Терренса Малика: между ними ничего общего, две разные профессии! Когда я играю Бэтмена, то должен четко придерживаться плана, предложенного режиссером, не имею права отступать ни на шаг. И не потому, что это студийное кино, — это просто такой тип кинематографа! А у Малика утром приходишь на площадку одним человеком, а уходишь другим... Язык кинематографа каждый раз создается заново, в каждом отдельном случае по-разному. И этот язык позволяет мне объясняться с китайцем Имоу куда проще, чем со многими соотечественниками.

— То есть китайскому языку вы не обучились?

— Я научился только ругательствам. Но их вызубрил в первые же дни.

— Ну а если сравнить американское кинопроизводство с китайским?

— О, тут я могу рассказать немало. В Китае семидневная рабочая неделя, мы такого в Америке и представить себе не можем! Но у Имоу такая верная съемочная группа, что его буквально боготворят и ни на что не жалуются. Если бы он попросил, они бы работали не только без выходных, но и ночью бы не спали. А поразила меня больше всего скорость, с которой китайцы готовы построить что угодно. Мы снимали вдали от Нанкина, где буквально у меня на глазах был построен целый город, включая собор. Думаете, это просто картонный фасад? Так вот, это настоящий собор, из бетона, он еще сотни лет может простоять. Более того, отель, в котором мы жили, тоже был построен в чистом поле. Феноменально! Кто бы мне рассказал — я бы сам не поверил.

— А актерский стиль? В Азии другие представления о хорошем артисте, чем в Европе или США.

— В нашем конкретном случае крайне важно, что история рассказана с точки зрения тринадцатилетней девочки. Она ребенок, ее представления о мире преувеличены, иногда даже гротескны. Выяснилось, что именно в таком стиле Имоу несравненный виртуоз. Он, вообще-то, раньше был актером, а потом забросил это дело — и напрасно, у него получается лучше многих. Однажды он на площадке показал мне, как одну из моих сцен сыграл бы китайский актер — мы бы, увидев это, сказали бы, что он переигрывает.

— Вы играли вместе с целой толпой тринадцатилетних девочек, а это идеальный тест на актерское мастерство — выглядеть естественно рядом с детьми. Трудно было?

— Не то слово. Наивность новичка, который снимается в своем первом фильме, — самое бесценное качество для актера, и я стараюсь изо всех сил привнести его в каждый свой проект. Но сравниться с девочками невозможно. Они фантастически здорово умеют плакать! Они могли заплакать так легко и естественно, что я пугался и бежал их утешать, обнимать... Из меня-то и слезы не выдавишь, тем более по заказу, а когда получается — я на седьмом небе от счастья: уф, получилось! А девочки плакали по щелчку и так же моментально останавливались, начинали хихикать и мне подмигивать. Черт, думал я, они большие профессионалы, чем я.

— «Оскар», полученный за «Бойца», что-то изменил в вашей жизни?

— По-моему, ничего. То есть получить его было очень приятно, тем более что я очень высоко ценю этот фильм и эту конкретную роль. За «Оскаром» я ездил как раз со съемочной площадки «Цветов войны», а когда вернулся со статуэткой, в честь меня устроили настоящий праздник.

— Слава, пришедшая после «Темного Рыцаря», не мешает вам жить?

— Пока нет. Люди почему-то обращаются со мной довольно уважительно, никто не пристает и не лезет в личную жизнь. На улице узнают — бывает, но я ни разу не ощутил это как тяжкое бремя.

— А в Китае, наверное, было еще проще? Или там к вам тоже бежали за автографом?

— Да нет, там все было иначе. Теперь-то, наверное, побегут: «Цветы войны» побили все рекорды кассовых сборов, фильм очень популярен. Но, когда мы начинали съемки, можно было ни о чем не беспокоиться. Прежде всего, снимали мы примерно в сорока пяти минутах езды от современного Нанкина, где мы находились в гордом одиночестве, и узнавать меня могли только члены съемочной группы, а уж они-то меня ни с кем бы не перепутали. С этого места мы никуда толком и не уезжали, так что никто меня не мог доставать по определению, однако продюсеры почему-то решили, что мне необходим телохранитель. Ко мне приставили двухметрового парня, бывшего военного, который от меня не отходил ни на минуту. Я пытался просить его пойти отдохнуть, но он следил за любым моим шагом и буквально знакомил меня с каждой ступенькой. Однажды мы вместе шли по улице, и передо мной оказался какой-то дядька, который шел чуть медленнее, чем мы. Я замедлил шаг, а мой телохранитель вышел вперед, взял этого человека за плечи, поднял над землей и переставил в сторону на тротуаре. Мне стало сильно не по себе, я долго извинялся перед прохожим. К тому же все меры предосторожности имели обратный эффект — ведь как раз после этого на меня стали обращать внимание и показывать пальцем: «А это что за хмырь, которого с охраной по улицам водят? Может, он опасный сумасшедший?»

— Чем руководствуетесь при выборе роли?

— Тем же, чем и всегда: отсутствием последовательной и осознанной стратегии по «выстраиванию карьеры». Можно строить карьеру, когда ты режиссер или сценарист, но актеру это совершенно незачем. Я люблю сюрпризы и сам люблю удивлять. Когда читаю сценарий и он навевает иррациональное ощущение… ну, наверное, удивления, я чувствую, что на эту роль я должен согласиться. В общем, я всецело доверяю своим чувствам.

— Вас считают драматическим актером. Хотели бы сыграть в комедии? Или мрачные темы вам ближе?

— Что может быть мрачнее хорошей комедии? Чем мрачнее, тем смешнее. Комики — высшая актерская каста, я восхищаюсь ими. И, конечно, я мечтал бы когда-нибудь стать одним из них. Но актеров вне зависимости от амплуа интересует одно — человеческая природа. Я не исключение.

— Кино часто представляет нам идеализированную проекцию этой природы: ваш персонаж в «Цветах войны» превращается из обычного проходимца в настоящего героя за несколько недель. Вы верите, что такое возможно?

— Я способен в это поверить. Если человек постоянно несет чепуху и беспрестанно пьет — с ним что-то не в порядке, что-то заставляет его так себя вести. Я встречал немало крикливых людей, которых можно уговорить чуть подуспокоиться, и тогда они рассказывают увлекательные истории. А их крик — просто способ забыть о ней и о себе. Мой герой бежал от жизни, бежал от самого себя, но обстоятельства прижали его к стене и заставили повернуться лицом к своему подлинному «я». Таково свойство трагедий: они заставляют человека узнать, каков он на самом деле.

Новости и материалы
Россия заблокировала в СБ ООН резолюцию США о ядерном оружии в космосе
Хави изменил свое решение и намерен остаться в «Барселоне»
Франция планирует усилить цензуру против России
Российские врачи восстановили волосы мальчику, получившему страшные ожоги
Космический мусор повредил китайскую орбитальную станцию «Тяньгун»
«Зенит» сенсационно проиграл девятой команде РПЛ
Замминистра обороны Иванов помещен в СИЗО в Москве
Германия не будет лишать украинских мужчин статуса беженцев
Тренер «Локо» одним словом описал своих игроков, перевернувших матч в добавленное время
Журналисты высоко оценили новую игру с сексуальной героиней Stellar Blade
Госдеп подтвердил тайные поставки Киеву ракет ATACMS
Задержана бывший первый зампред правительства Подмосковья
Тренера Писарева дисквалифицировали на четыре матча
Врачи удвоили выживаемость при раке желудка 4-й стадии
Армянская полиция проводит жесткие задержания в центре Еревана
Ученые нашли в стоках вирус, уничтожающий одного из самых опасных паразитов
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В США заявили, что передали Украине ATACMS для применения на ее «суверенной территории»
Все новости