Пенсионный советник

«Елена» на слоне

В Москве прошла 14-я церемония вручения премии «Белый слон»

Игорь Карев 23.12.2011, 10:45
Андрей Смирнов в фильме Андрея Звягинцева «Елена» kinopoisk.ru
Андрей Смирнов в фильме Андрея Звягинцева «Елена»

Кинокритики раздали «Белых слонов»: главные премии получила «Елена» Андрея Звягинцева, которая разделила лидерство по количеству наград с фантастической «Мишенью» Александра Зельдовича.

В Москве прошла 14-я церемония вручения наград российской Гильдии киноведов и кинокритиков – премий «Белый слон». Её организаторы заранее пообещали «не повторять существующие кинопремии», утвердить свои приоритеты и обратить внимание на «штучное кино». С первым всё было понятно и так – до «Золотых орлов», «Ники» и прочих «Кинотавров» еще далеко, а вот приоритеты критиков и «штучность» фильмов являются прерогативой премии.

Главные награды достались «Елене» Андрея Звягинцева: картина была выбрана экспертным советом лучшим фильмом 2011 года, а Звягинцев получил приз за режиссуру; еще одну фигурку прозрачного слона критики вручили актрисе Елене Лядовой за роль второго плана.

«Елена» — фильм, безусловно, заслуженный. Еще до съемок он получил приз американского фестиваля «Сандэнс» за сценарий, участвовал в «Особом взгляде» Канна, получив там спецприз жюри, а исполнительница главной роли Надежда Маркина претендовала на награду европейской киноакадемии. Напомним, что эту картину вместе с «Фаустом» Александра Сокурова и «Цитаделью» Никиты Михалкова российский оскаровский комитет рассматривал в качестве претендента от России на «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм». Эксперты сходились в том, что выбор «Елены» или «Фауста» был бы оправдан: у них были бы все шансы как минимум войти в шорт-лист. В итоге же предпочтение было отдано «Цитадели», что спровоцировало скандал, приведший к пересмотру всей отечественной системы оскаровского отбора.

Но то дела минувших дней. Но любопытно, что ни «Фауст», ни «Цитадель» в коротких списках «Белого слона» не значились. Правда, звание лучшего фильма «Елена» выиграла у не менее достойных картин: в числе номинантов были «В субботу» Александра Миндадзе, «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и «Шапито-шоу» Сергея Лобана; отметим, что постановщики этих лент входили и в шорт-лист режиссерской категории.

Что касается символического второго места в «выборе киноведов», то по количеству премий его заняла фантастическая драма про будущее «Мишень» Александра Зельдовича:

эта картина получила три «слона» (вернее четыре, но один из них «двойной»): лучшими художниками стали Юрий Хариков и Владимир Родимин, лучшим композитором – Леонид Десятников, а лучшим оператором — Александр Ильховский.

Две награды фильму Смирнова «Жила-была одна баба» принесли актерские номинации: лучшей актрисой стала Дарья Екамасова, а Алексею Серебрякову достался приз за лучшую мужскую роль второго плана. Лучшим актером был признан Андрей Шагин («В субботу»). «Белого слона» за лучший сценарий экспертный совет премии вручил Марине Потаповой за «Шапито-шоу».

Лучшим дебютом 2011 года был признан снятый на фотоаппарат фильм «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной:

эта картина была отмечена на отечественном «Кинотавре», а также побывала (и вернулась не с пустыми руками) на нескольких кинофестивалях в других странах.

Три «Белых слона» вручаются без коротких списков — по прямому голосованию членов экспертного совета премии, в который входит около ста критиков и киноведов. Лучшим документальным фильмом была выбрана «Книга тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком камне» Алексея Вахрушева, лучшим анимационным – «Шатало» Алексея Демина по рассказам Юрия Коваля, а премию имени Мирона Черненко получил «Борис Годунов» Владимира Мирзоева.

Из четырех фильмов, претендовавших на победу в номинации «лучший иностранный фильм российского проката», были награждены сразу два – заслуженный «Король говорит» Тома Хупера и «Пина: Танец страсти» Вима Вендерса.

Премия «Белый слон» в этом году впервые вручалась при поддержке альтернативного Киносоюза и на его площадке – в Международном университете, где летом проходил и первый съезд этой организации. Впрочем, бывший президент Гильдии Виктор Матизен (во время церемонии сдавший свой пост лауреату ТЭФИ Андрею Шемякину) отметил, что «Белый слон» всё равно остается независимой премией и не собирается превращаться в «сферу обслуживания». Киносоюз, кстати, вручил и собственную награду – премию «Элем», получившую название в честь Элема Климова: её обладателем стал фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом».