Пенсионный советник

Кино вне игры

Фестиваль «Артдокфест» подвел итоги

Ксения Рождественская 12.12.2011, 13:25
Победителем «Артдокфеста» стал фильм «Милана» Мадины Мустафиной artdoc.livejournal.com
Победителем «Артдокфеста» стал фильм «Милана» Мадины Мустафиной

Фестиваль неигрового кино «Артдокфест» в Москве подвел итоги работы и раздал награды. Главный приз получила дебютантка Мадина Мустафина за фильм «Милана» - нежное кино о девочке-бомжихе и ее родителях-алкоголиках. Кроме того, на фестивале прошло вручение национальной премии «Лавр».

Фестиваль «Артдокфест» неизменно собирает и показывает самые интересные фильмы года. Трехлетней давности «Следующее воскресение» Олега Морозова, двухлетней – «Саня и Воробей» Андрея Грязева и «Революция, которой не было» Алены Полуниной, прошлогодние «Outro» Юлии Панасенко и «Зимовка» Ольги Стефановой — только неигровое кино сегодня может вызвать такие сильные эмоции – такую глупую радость и такую черную тоску.

В этом году даже самые верные зрители «Артдокфеста» иногда отвлекались от фестиваля, участвовали в другом, реальном кино – на московских площадях. Поствыборное бурление, как ни странно, заставило иначе посмотреть на многие фильмы конкурса. «Другой Челси. История из Донецка» Якоба Пройсса стала рассказом о том, как партийные функционеры теряют связь с реальностью. «Когда жизнь была другой» Юрия Бурака оказалась детективной историей о потерянном советском счастье, когда все были вместе и чувствовали свою нужность. В фильме «Горький вкус свободы. Анна Политковская» Марины Голдовской и вовсе, как выяснилось, ключевое слово не «горечь», а «свобода».

Слова Политковской о российской демократии, которая, как надеялась Анна, «выйдет на Майдан», в поствыборную московскую неделю не выглядели прекраснодушными глупостями.

Но Гран-при «Артдокфеста» получил фильм «Милана» Мадины Мустафиной, фильм не про «сейчас», а про «всегда». Маленькая Милана – бомж, живет с родителями-алкашами в лесу. Это простая и светлая – несмотря на мат, драки и водку, – жизнь,

а сама Милана – не то Маугли, не то Кристофер Робин – смотрит на копошащихся то пьяных, то похмельных родителей с любовью и умилением.

Но самое удивительное в этом жестком и нежном фильме — способность режиссера быть невидимкой для всех, кроме самой Миланы. Иногда возникает жутковатое ощущение, что камера, а вместе с ней и зритель – это воображаемые друзья Миланы, не более того.

«Когда испытываешь страсть к тому, кого снимаешь, — объясняет Мадина Мустафина, — погружаешься в экранчик камеры до такой степени, что перестаешь чувствовать свое тело, не чувствуешь уставшую правую руку с камерой, ничего нигде не чешется — существуешь только в экранчике. Когда ты не чувствуешь своего тела и своего присутствия, герой тоже не замечает тебя, а когда не хочешь того, кого снимаешь, впасть в экранчик не удается».

Двадцатидвухлетней дебютантке достался и приз «Новой газеты» за лучший дебют – полмиллиона рублей. Фильм-победитель уже показан по телеканалу «24ДОК», накануне фестиваля прошедшему переформатирование. Правда, весь мат был «запикан», так что получилась совершенно другая картина – но и она пропищала детскую правду о сегодняшнем дне.

Приз за лучший полнометражный фильм получил Владимир Козлов за комедию российского абсурда «Гагаринленд», специальный приз достался фильму «900 дней» Йессики Гортер о блокаде Ленинграда, а диплом «Артдокфеста» получил Влад Резниченко за историю романтика в равнодушной провинции «Остановите поезд (Все будет зашибись)».

На закрытии «Артдокфеста» по уже сложившейся традиции объявили и лауреатов национальной премии «Лавр» профессиональной награды в области неигрового и телевизионного кино. Александра Сокурова наградили «Лавровой ветвью» за вклад в кинолетопись.

Приз за лучшую картину достался чукотской саге Алексея Вахрушева «Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне».

Это очень красивое (именно так представил его перед внеконкурсным показом глава оргкомитета фестиваля Виталий Манский) кино о семействе чукотских оленеводов и 72-летнем предводителе клана. Фильм, может быть, излишне литературный – он разбит на «главы», закадровый текст об «оленных людях», начитанный актером Алексеем Петренко, предельно серьезен. В финале эта суровая этнографическая поэма полностью уходит от неигрового кино, поворачивая время вспять самым простым телевизионным способом: при помощи монтажной склейки. Сам Алексей Вахрушев видит в Вуквукае героя эпического масштаба, чукотского короля Лира, героя, «который способен на самостояние. Ведь Вуквукай противостоит разрушению своего мира… Потому у фильма такое построение и такой финал с поворотом времени вспять, когда Вуквукай «воскрешает» свой начавший исчезать мир. Разве это не актуально: сохранить от распада все, что тебе дорого?»

Приз имени Андрея Разбаша — лучшему продюсеру – «Артдокфест» отдал классику российской документалистики Марине Разбежкиной. Можно было бы вручить еще и приз «лучшему учителю», если бы таковой был предусмотрен: лауреаты «Артдокфеста» Мустафина и Резниченко – выпускники Школы документального кино, которую основала и которой руководит Разбежкина.